Аналитика данных как ключ к бизнес-стратегии компании

16:09 09.07.2019  |    7140 прочтений



Информация, которую компании получают в результате аналитики данных, помогают им разрабатывать и внедрять оптимальную бизнес-стратегию.

 
Бизнес-аналитика — это технология и практика исследования деловой активности

По данным совместного исследования IDC и Hitachi Vantara «Аналитика больших данных как инструмент бизнес-инноваций», 78% российских компаний отмечают беспрецедентный рост данных. Как справляться с таким объемом информации, а главное — как применить его на пользу бизнесу?

Что такое бизнес-аналитика и для чего она нужна

Бизнес-аналитика — это технология и практика исследования деловой активности. Данные, которые получает компания в результате аналитики, демонстрируют эффективность ее работы и помогают разрабатывать и внедрять оптимальную бизнес-стратегию. C появлением технологий больших данных в бизнес-аналитике наступила новая эра: с их помощью компании смогли собирать не только данные о продажах, но и данные, связанные со смежными областями и побочными факторами, один из примеров — данные о движениях и мимике людей во время совершения покупки.

В противоречие устоявшемуся мнению, компании чаще всего для анализа используют основной источник роста структурированных и неструктурированных данных — внутренние системы (ERP, CRM, SCM, HR, ECM и т.п.) и информацию, сопровождающую взаимодействия внутри компании и вовне (файлы, почтовая переписка, оцифрованные документы). По прогнозам экспертов, по мере того, как компании переходят через цифровую трансформацию, рост данных будет только ускоряться. Такая ситуация сложится из-за «оцифровки» большего количества бизнес-процессов, продуктов и услуг, а также взаимодействия с клиентами и поставщиками.

Однако уже сейчас компании научили отдельно работать с новыми источниками — например, анализировать информацию из социальных сетей или видеопотоки с камер. Правда, пока успешные проекты есть только у 20% компаний из числа опрошенных. В первую очередь анализ неструктурированных данных из таких источников необходим для дополнения транзакционных данных. Интеграция данных транзакционных систем и неструктурированного контента позволяет получить более точную информацию о бизнес-процессах, клиентах, продуктах и услугах. Так, по данным исследования IDC и Hitachi Vantara, для 46% российских компаний из числа опрошенных задача такой интеграции является крайне актуальной.

«Неструктурированные данные стало легче хранить, но задача извлечения ценности до сих пор является очень трудоемкой, поскольку требует дополнительных ресурсов внутри организации, — считает Максим Аннюк, руководитель направления «Аналитика больших данных и интернет вещей» в Hitachi Vantara. — Более 30% компаний считают эту задачу очень актуальной, а более 50% — жизненно необходимой для бизнеса. Как мы выяснили в ходе исследования, под неструктурированными данными большой процент респондентов понимают различные формы документов стандартного типа, находившихся внутри компании и поступающих извне».

Сферы применения и польза

Максим Аннюк: «Прежде всего, важно понять, какие данные есть в компании, зачем их анализировать, где они в дальнейшем будут использоваться»

«Чаще всего аналитика больших данных применяется в маркетинге и продажах, — считает Максим Аннюк. — Бизнес-аналитика составляет основу работы рекламных компаний, помогая им персонализировать предложения для целевой аудитории. Исследуя большие данные, корпорация может понять, какое рекламное объявление стоит показать соответствующей аудитории для достижения максимального эффекта, с каких платформ совершается наибольшее число переходов на сайт компании, и на основе этих данных усовершенствовать поиск целевой аудитории. Пока что большинство российских компаний используют аналитику данных для стратегического планирования — такой вариант ответа выбрали порядка 58% респондентов. Также в топ-листе целей, для достижения которых компании обращаются к аналитике, анализ поведения клиентов (50%) и управление финансовыми и операционными рисками (50%)».

Бизнес-аналитика также используется в сфере здравоохранения, где данные помогают прогнозировать скорость развития заболевания и эффективность препаратов. Некоторые частные клиники уже сейчас создают графики лечения, основанные на аналитике, соблюдение этих графиков, как показывают результаты, приводит к более скорому выздоровлению пациентов.

В России бизнес-аналитика наиболее часто используется в банковской сфере, страховании, энергетике, логистике, госсекторе, телекоммуникациях и промышленности. Например «Билайн» и Сбербанк применяют аналитику для того, чтобы защитить своих клиентов от мошенничества. «Альфа-Банк» и «Тинькофф-банк» задействуют бизнес-аналитику для анализа платежеспособности клиентов (как существующих, так и потенциальных), контроля продаж и возможных рисков. Примеры положительного влияния бизнес-аналитики на развитие производства в России существуют и в промышленной сфере. Так, Магнитогорский металлургический комбинат и «Сургутнефтегаз» используют аналитику больших данных для оптимизации производства, в том числе для регулирования расходуемых ресурсов и учета цен.

На заметку

Компаниям, которые хотят заняться бизнес-аналитикой и извлечь пользу из данных, в первую очередь нужно помнить о том, для чего они это делают, а не бездумно гнаться за новыми технологиями. «Не стоит бросаться с места в карьер только ради того, чтобы в вашем бизнесе было какое-то новое технологическое решение, которое сейчас на пике популярности, — продолжает Максим Аннюк. — Важно понять, какие данные есть в компании, зачем их анализировать, какова их «точка приложения», то есть где они в дальнейшем будут использоваться. Уже потом стоит переходить к выработке стратегии и решениям, которые предлагают ИТ-компании».

Нужно понимать, что при анализе больших данных бизнес может столкнуться с рядом проблем. Прежде всего это компетентность сотрудников. Компания должна быть готова привлечь необходимых специалистов и предоставить нужное финансирование. В ином случае можно получить неверный анализ или ошибочную интерпретацию данных, что повлечет за собой проблемы при дальнейшем выстраивании стратегии.

При реализации проектов, связанных с бизнес-аналитикой, важно обеспечить сотрудничество разных отделов организации. Руководителям групп необходимо объяснить, почему бизнес-аналитика стратегически важна для успешной работы компании на рынке, а также наладить эффективное и комфортное взаимодействие отделов внутри компании. Конечно, очень большое значение имеет выбор платформы, на которой будет реализован проект. Если внутри компании должный опыт отсутствует, то лучше всего обратиться к сторонним консультантам, они посоветуют комплексные варианты. «Например, платформа Pentaho 8.0 имеет оптимизированный пользовательский интерфейс, широкий набор функций для эффективного управления огромными массивами данных, встроенные инструменты для визуализации данных, полученных в ходе анализа, — рассказывает Максим Аннюк. — Одним из вариантов также является решение Pentaho Business Analytics, которое анализирует и визуализирует данные сразу по нескольким параметрам».

Исследования и реальные бизнес-кейсы подчеркивают растущую важность бизнес-аналитики в современном мире. Накопленный опыт подсказывает: не нужно бояться нового, нужно использовать это новое на благо компании и для удобства своих клиентов. К тому же, если говорить о степени проникновения аналитики данных в российский бизнес, она уже далеко не нова. И те компании, которые о сих пор не включили ее в свои бизнес-процессы, могут остаться за пределами цифрового рынка.

Скачайте исследование IDC «Аналитика Больших данных как инструмент бизнес-инноваций»


Теги: Бизнес-аналитика Hitachi Цифровая трансформация Цифровая трансформация. Практическое руководство Hitachi Vantara
На ту же тему: