Цифровая трансформация: идеи и модели бизнеса

18:30 22.09.2016  |    14878 прочтений



Компании сегодня экспериментируют с «цифрой», чтобы нащупать новые возможности и попытаться осуществить прорыв в своем сегменте. Решающее значение при этом имеют бизнес-идеи, вместе с тем качество их технологической реализации также имеет очень важное значение.

 

Именно перспективные бизнес-идеи, а не технологии должны браться в качестве основы цифровой трансформации, уверен Боб Пламридж, генеральный технический директор Hitachi Data Systems (HDS) в регионе EMEA, — это доказывает опыт множества успешных проектов цифровой трансформации организаций различных отраслей, в которых довелось участвовать ему и его коллегам.

Можно ли утверждать, что цифровая трансформация становится одной из ключевых тенденций в бизнесе?

На данный момент это пока еще не ключевая тенденция, но, безусловно, ее значимость растет. По нашим наблюдениям, большинство компаний сейчас находится на стадии изучения цифровой трансформации, они пытаются понять, какие возможности для бизнеса открываются в рамках данной концепции и какие усилия необходимо предпринять, чтобы реализовать эти возможности. Кроме того, мы наблюдаем, что в некоторых отраслях компаниям удалось достигнуть большего продвижения в области цифровой трансформации, чем в других. В частности, достаточно далеко продвинулись учреждения здравоохранения Великобритании. Также надо заметить, что многие стартапы сегодня являются цифровыми практически с момента своего основания.

Цифровая трансформация: идеи и модели бизнеса
Боб Пламридж: «Очень важно, чтобы бизнес-руководители и пользователи имели ясное представление о том, чего они хотят добиться в ходе цифровой трансформации»

Так ли необходимо в ходе цифровой трансформации проводить радикальные изменения в бизнесе?

Необходимости проводить их сразу нет. Лично я не могу себе представить ситуацию, когда традиционная компания со своим устоявшимся укладом всего за три месяца разрушает всю прежнюю модель бизнеса и переходит к новой. Как правило, цифровая трансформация начинается с реализации небольших пилотных проектов внутри компании: ставится какая-то конкретная задача, определяется, что необходимо сделать, чтобы ее выполнить, и реализуются необходимые действия. Но, замечу, рамки производимых изменений при этом очень ограниченны. Думаю, вы согласитесь с мнением большинства экспертов о том, что попытки изменить все аспекты бизнеса сразу, скорее всего, будут обречены на провал. И не нужно забывать, что деятельность компании нельзя останавливать на время, пока она будет меняться, она должна непрерывно работать, обслуживать своих клиентов и получать доход. Нельзя, например, закрыть банк на полгода, все в нем изменить и затем открыть заново.

Можно ли пройти путь цифровой трансформации посредством маленьких успешных шагов?

Да, и я считаю, что это вообще единственно возможный подход, если речь идет о компании со сложившейся практикой бизнеса. Сценарий, который при этом следует использовать, выглядит примерно так: нужно определить параметры небольшого проекта, успешно его выполнить и затем на его основе развивать успех далее. Это общее правило: один успех порождает другой. Мы в Великобритании наблюдали множество примеров, как банки потихоньку начинают с того, что предлагают своим клиентам мобильное приложение, затем постепенно добиваются новых успехов и развивают свою деятельность в области цифровой трансформации.

Как примерно может выглядеть «дорожная карта» цифровой трансформации бизнеса?

Очень важно, чтобы бизнес-руководители и пользователи имели ясное представление о том, чего они хотят добиться в ходе цифровой трансформации. Цель (например, повышение персонализации обслуживания, или ускорение предоставления услуг, или улучшение финансовых показателей компании, или иная) должна быть сформулирована четко и ясно.

Одним из определяющих аспектов цифровой трансформации является наличие доступа к данным. Во многих организациях данные хранятся в 10, 20, 30 различных форматах, размещаются в разных источниках, доступ к которым осуществляется через разные потоки. Одна из ключевых задач, которые приходится решать уже на первых этапах цифровой трансформации, состоит в том, чтобы интегрировать данные из разных источников в единый пул — озеро данных. После того как оно будет создано, к этим данным можно применять различные инструменты аналитики. Приведу пример из сферы здравоохранения. В одном из проектов, в котором мы участвовали, изучались случаи возникновения диабета у детей: предстояло выявить причину этого заболевания. На основе собранных данных анализировались особенности образа жизни детей, уровень их физической активности, география их проживания и пр. После выявления причин предстояло найти ответ на вопрос о том, что делать, как помочь детям. Изменить ли систему образования, или скорректировать их питание, или заставить их больше двигаться, делать какие-то упражнения? В области здравоохранения сейчас основные усилия сосредоточены на профилактике заболеваний, а не на устранении их последствий.

Какие шаги необходимо предпринять для создания новых бизнес-моделей, к которым переходит бизнес в ходе цифровой трансформации?

Прежде всего, необходимо хорошо понимать, каких целей хочет добиться бизнес. Также необходимо создать озеро данных и, конечно, обеспечить доступ к нему. И здесь подстерегает опасность: по мере того, как вы продумываете список ваших целей, рамки проекта становятся все шире и шире, и, если вы вовремя не остановитесь, вероятность провала проекта будет стремительно расти.

Можно ли утверждать, что именно бизнес-идеи, а не технологии должны стать основой цифровой трансформации?

Да, именно идеи для бизнеса играют здесь ведущую роль. Но надо иметь в виду, что некачественно реализованные технологические решения могут стать барьером на пути хороших идей бизнеса. Предположим, у вас есть фантастическая с точки зрения бизнеса идея, но нет доступа к данным. Очевидно, что вы не сможете эту идею осуществить.

Можете ли со стороны Hitachi предложить какие-нибудь перспективные бизнес-идеи и бизнес-модели, которые можно было бы реализовать в процессе цифровой трансформации?

Разумеется. Я уже упомянул о новых подходах в здравоохранении, основанных на применении Больших Данных и аналитики. В Европе уже сегодня видна польза от применения таких подходов для профилактики диабета, инсультов, инфарктов и некоторых видов онкологических заболеваний. Об онкологии следует сказать особо. В ходе проектов в этой области медики пытаются выявить различия в эффективности разных методов лечения применительно к разным видам рака, а также найти причины индивидуальных особенностей лечения: почему, например, определенный метод лечения одной из разновидностей рака оказывается весьма эффективным для одного пациента и не дает никаких положительных результатов другому.

Еще одна тема — так называемые умные города. В столице Дании Копенгагене мы работаем над проектом, который охватывает практически все аспекты городского хозяйства: водоснабжение, электроснабжение, газовое хозяйство, ситуацию на дорогах и пр. Цель проекта — добиться эффективного предоставления различных коммунальных услуг с минимальными затратами. Проект разделен на два этапа: первый предусматривает построение инфраструктуры и ее оснащение необходимым количеством датчиков, чтобы обеспечить сбор данных о работе городских систем, а второй — создание программных приложений, которые смогут правильно интерпретировать эти данные и на их основе предоставлять гражданам необходимую им информацию в удобном для них формате.


Теги: HDS Hitachi Цифровая трансформация Цифровая трансформация. Практическое руководство
На ту же тему: