За рулем умного автомобиля

13:51 23.01.2018  |    6710 прочтений



Какие факторы влияют на скорость внедрения инноваций в автомобильной промышленности.

 

Эксперты LETA Capital относят автомобилестроение к числу наиболее перспективных отраслей для применения смарт-технологий: автомобили занимают третье место среди самых быстрорастущих рынков подключенных устройств. Подтверждения тому можно увидеть сейчас: электромобили Tesla уже не являются монополистами в своей отрасли, активно эволюционируют различные марки беспилотных автомобилей, развивается телематика, превращающая обычный автомобиль в умный. Аналитики утверждают, что распространение этих технологий уже в самом скором времени может снизить смертность на дорогах на 1,25 млн случаев. Однако пока нельзя с уверенностью сказать, что отрасль действительно готова к решительному технологическому прорыву.

Обострение конкуренции

Мировой рынок автомобилестроения является одним из самых насыщенных: лидерство по производству автомобилей и их техническому оснащению непрерывно разыгрывается между США, Японией, Кореей и странами Европы. В век инноваций конкуренция между ведущими производителями только выросла: в информационную эпоху компания может потерять клиентов и прибыль, отстав от ближайшего конкурента лишь на один технологический цикл. Новые модели автомобилей поступают на рынок серийно каждые три-пять лет, однако за это время технологии, заложенные в их основу, меняются до неузнаваемости. Чтобы не потерять конкурентоспособность, предприятия вынуждены искать способы добавлять новые умные решения в уже проданные машины.

Ирина Яхина: «В ближайшее время преимущества – как финансовые, так и по скорости внедрения инноваций – будут у тех автопроизводителей, кто хотя бы частично перевел свой бизнес на выпуск электрокаров»

«Гаджеты и технологические устройства, которыми мы пользуемся каждый день, обновляются гораздо быстрее автомобилей, – сказала Ирина Яхина, директор по технологиям Hitachi Vantara в России, – В среднем их жизненный цикл один-два года. Пользователи привыкли, что новые технологии приходят в их обиход очень быстро, и ожидают, что то же будет распространяться и на их автомобиль. Однако никто не станет покупать автомобиль, чтобы через пару лет утилизировать его, а на замену приобрести более современную модель».

На пути к электрокарам

Бортовые компьютеры большинства современных автомобилей, конечно, имеют функцию обновления ПО, однако установить его можно, только предварительно загрузив соответствующее приложение на смартфон. Производителями таких приложений, как и многих других комплектующих для автомобиля, выступают сторонние разработчики: всего в производстве одного изделия принимает участие порядка 50 различных компаний. При таком количестве поставщиков автопроизводители не могут быстро наращивать темпы технологического развития – получается, что в некоторых случаях конкурентоспособность той или иной автомобильной марки определяется тем, насколько быстро совершенствуется оборудование, производимое ее партнерами.

Один из самых действенных способов упростить производственный процесс – заменить двигатель внутреннего сгорания на электрический: по своему устройству он гораздо проще и избавляет производителя от необходимости заниматься комплектовкой карбюратора, трансмиссии, выхлопной трубы, системы фильтрации, топливной системы и других деталей автомобиля, постепенно уходящих в прошлое. «Можно с большой уверенностью сказать, что в ближайшее время преимущества – как финансовые, так и по скорости внедрения инноваций – будут у тех автопроизводителей, кто хотя бы частично перевел свой бизнес на выпуск электрокаров. Это действительно хороший способ удержаться на рынке и найти новых клиентов, не говоря уже о пользе для экологии», – заявила Яхина.

Обучение «беспилотников»

По данным LETA Capital, в ближайшие пару лет рынок автосенсоров будет расти по экспоненте и к 2020 году достигнет объема в 35,2 млрд долл. Сейчас к основным продуктам этого рынка относят системы ночного видения, камеры для автоматической парковки, сонары адаптивного круиз-контроля и лидары для контроля полосы движения. Однако укомплектовать автомобиль этими технологиями не значит создать беспилотный автомобиль. Так, в основе принципа работы «беспилотников» компании Google – первопроходцев в данной области лежат принципы машинного обучения, а точнее, самообучения.

Илон Маск мечтает о дне, когда машины на автопилоте станут безопаснее управляемых человеком.

Как пояснили эксперты Hitachi Vantara, невозможно создать программу, способную предвидеть все ситуации, с которыми автомобиль может столкнуться на дороге. «Системы машинного обучения, которыми оборудуются беспилотные автомобили, должны ежесекундно работать с огромным количеством данных. Главное преимущество гугл-каров состоит в том, что все они объединены в единую сеть, через которую могут обмениваться накопленными знаниями. Иными словами, для того чтобы довезти вас от дома до работы, ваша машина может использовать "мозг" машины вашего соседа», – рассказала Яхина.

Таким образом, беспилотный автомобиль должен быть оборудован мощнейшими системами сбора и анализа данных, а также функционалом обмена информацией с другими машинами. Эксперты рынка уверены, что создание подобных машин вполне достижимо в ближайшем будущем; так, консультанты компании BCG утверждают, что к 2035 году 38% автомобилей в мире будут полностью автономными, а 39% – частично автономными. Аналитики HIS Automotive скромнее в ожиданиях: они прогнозируют, что к 2035 году ежегодные продажи беспилотных автомобилей достигнут 21 млн единиц.

Илон Маск, самый известный адепт умного машиностроения, называет систему, разработанную компанией Tesla, суперкомпьютером на борту, при этом он отмечает, что решить, когда действительно можно будет использовать автопилот в вождении, должны государственные регуляторы и общество. А пока встроенные в Tesla системы автопилотирования будут работать в «теневом режиме» и собирать данные, позволяющие улучшить технологию. По словам Маска, он мечтает о дне, когда машины на автопилоте станут безопаснее управляемых человеком.


Теги: умные машины Hitachi Цифровая трансформация Цифровая трансформация. Практическое руководство Hitachi Vantara Партнерский материал
На ту же тему: