Вестник цифровой трансформации

5 рекомендаций по эффективному планированию процесса управления сервисами предприятия
5 рекомендаций по эффективному планированию процесса управления сервисами предприятия



Источник:blog.freshservice.com/tips-effective-enterprise-service-management-planning


10:58 26.03.2017  |  Стивен Манн | 6673 просмотров



Неправильно считать, что массовый перенос практики ITSM в деятельность бизнес-подразделений – дело отдаленного будущего, и откладывать планирование процесса управления корпоративными сервисами до лучших времен. Но надо продумать несколько важных моментов, чтобы повысить свои шансы на успех в этом деле.

В одной из своих заметок на freshserviceblog я обрисовал, что представляет собой «управление сервисами предприятия» (Enterprise Service Management, ESM), чем объясняется его растущая популярность и в чем его преимущества.

Нельзя отрицать того, что обсуждению управления корпоративными сервисами в ITSM отводится важное место. Поставщиками инструментов ITSM, консультационными компаниями и предприятиями ведется много разговоров на эту тему, однако доступного обобщения передового опыта сегодня явно недостаточно. Наверное, вряд ли можно ожидать сегодня каких-то универсальных методик, особенно если учесть, что общепринятого универсального определения термина управления корпоративными сервисами еще просто не существует.

Стивен Манн – известный эксперт и практик в области управления ИТ-сервисами. В качестве аналитика Ovum и Forrester Research, специалиста ServiceNow и популярного блогера – он всегда привлекал аудиторию проницательностью наблюдений, практичностью рекомендаций и небанальностью изложения.

Сейчас Манн является старшим аналитиком независимой исследовательской компании ITSM.tools, продолжает вести блоги, публиковаться и выступать на профессиональных конференциях. У московской аудитории тоже есть шанс услышать Стивена Манна – 25 мая он выступит с докладом и проведет мастер-класс на ежегодном бизнес-форуме IT Management Forum (ITMF 2017), который организует издательство «Открытые системы».

В Москве Манн будет говорить о том, как распространить сервисный подход на всю компанию и как добиться успеха в организации самообслуживания пользователей корпоративных сервисов. Для введения в обе темы предлагаем вам перевод нескольких публикаций Манна.

Конечно, есть рекомендации, которые зачастую выдают за лучшие или по крайней мере хорошие практики. Сегодня «сценарии» управления корпоративными сервисами рекламируют и продают многие поставщики инструментов ITSM, а их знания и опыт, накопленные в процессе реализации предыдущих клиентских инициатив, воплощаются в «наилучшие советы» по правильному управлению корпоративными сервисами.

Однако откладывать планирование процесса управления сервисами предприятия из-за недостатка имеющихся ресурсов нельзя.

В силу нехватки информации вы, возможно, полагаете, что массовое управление корпоративными сервисами – дело отдаленного будущего, но вопрос сегодня надо ставить по-другому.

Опрос, проведенный HDI в 2014 году, показал: 51% респондентов уже внедряют принципы ITSM вне сферы ИТ или же планируют в скором времени заняться этим. Согласно результатам опроса, организованного Service Desk Institute в 2015 году, 55% респондентов планировали «управление совместно используемыми сервисами», то есть управление сервисами предприятия.

Как я уже отмечал в блогах ранее, в управлении сервисами предприятия ничего нового нет. В конечном итоге все сводится к формированию необходимого импульса и началу массового внедрения в условиях идеального шторма, который складывается из следующих факторов:

  • потребности бизнес-подразделений (поставщиков корпоративных сервисов: ИТ-службы, службы персонала и пр.) в повышении операционной эффективности и качества обслуживания;
  • растущих ожиданий сотрудников, желающих, чтобы поставщики корпоративных сервисов соответствовали их личному потребительскому представлению об уровне поддержки и обслуживания клиентов;
  • улучшающихся решений ITSM, которые становятся применимы к сценариям, не имеющим отношения к ИТ. Появляются дополнительные функции самообслуживания и сервисные каталоги, внутренние и внешние базы знаний (с расширяющимся функционалом самообслуживания), конференции и мобильные приложения. Сегодняшние решения отличаются большей гибкостью, простотой внесения изменений и возможностью использования несколькими подразделениями;
  • агрессивной рекламы поставщиков инструментов ITSM и средств управления корпоративными сервисами. Поставщики переходят к активному продвижению и продаже своих продуктов и услуг, предложению наряду с ITSM средств управления корпоративными сервисами.

Итак, процессы управления корпоративными сервисами объективно существуют. Что же организации следует делать, чтобы повысить свои шансы на успех?

1. Не относитесь к управлению корпоративными сервисами как к ИТ-проекту.

Управление сервисами предприятия требует как организационных, так и технологических изменений. И это скорее не технологический, а бизнес-проект. Применение подхода, распространяющегося на все предприятие, поможет выполнять проект в оптимальном порядке с первоочередным решением наиболее существенных вопросов и обеспечением основных преимуществ.

Постарайтесь запомнить, что управление корпоративными сервисами – это не столько внедрение процессов и технологий ITSM за пределами ИТ-службы, сколько более качественное предоставление бизнес-сервисов и улучшение восприятия обслуживания.

2. Учитывайте различия.

Нужно признать, что некоторые бизнес-подразделения проявляют к управлению корпоративными сервисами больше интереса, чем другие. Возможно, там лучше понимают преимущества управления корпоративными сервисами. В любом случае обеспечьте, чтобы в обсуждении общекорпоративных решений участвовали все группы, на которых отразятся эти решения. Если вы чувствуете, что инициатива по управлению сервисами предприятия исходит исключительно от ИТ-службы, проведите дополнительную разъяснительную работу, с тем чтобы важность принимаемых решений поняли все.

Учитывайте различия задействованных групп. Речь может идти об относительном потенциале изменений или даже о вкусе к переменам. Возможно, различия в бизнес-процессах приводят к тому, что передовой опыт ITSM не всегда подходит для наилучшей реализации тех или иных функций бизнеса. Не стоит форсировать встраивание бизнес-функций в инструменты ITSM – это лишь замедлит (а то и сорвет) выполнение проекта и вряд ли приведет к оптимальным решениям.

3. Не пытайтесь помогать другим поставщикам корпоративных сервисов, не решив сперва собственные задачи

Поскольку управление корпоративными сервисами представляет собой расширение принципов и возможностей ITSM с выносом их за рамки ИТ, прежде всего нужно оптимизировать ИТ-составляющую. Делиться неоптимальными решениями с другими нет никакого смысла. Особое внимание следует уделить двум областям – самообслуживанию и отчетности с выделением ключевых показателей, которые должны принести выгоду другим бизнес-подразделениям и отвечать их потребностям.

Не стоит полагать, что у ИТ-службы есть ответы на все вопросы, а процессы налажены наилучшим образом: вполне возможно, другие подразделения в чем-то ее превосходят. Помните, что цель заключается в повышении эффективности бизнеса, а не в распространении методов ИТ-службы на остальную часть организации.

4. Не думайте, что управление сервисами предприятия интересно кому-то само по себе, обосновывать все необходимо в бизнес-терминах.

Преимущества управления корпоративными сервисами должны быть четко выражены в бизнес-терминах. Говорите о реальной выгоде, которая обычно выражается в денежном или каком-то ином эквиваленте, изменении клиентского восприятия и получении конкурентных преимуществ. Не пытайтесь разъяснять теорию управления корпоративными сервисами. Для обоснования финансовой отдачи и улучшения качества обслуживания покажите, чего добились другие компании.

Не рассуждайте о преимуществах на языке ИТ, ITSM и ITIL. Если, конечно, вы не хотите привести сотрудников других бизнес-подразделений в замешательство и выключить их из обсуждения. Помните: убедить в необходимости управлять корпоративными сервисами, как и в необходимости любых других изменений, удастся путем регулярного общения, несущего в себе ценную информацию.

5. Тщательно и без спешки продумайте реализацию проекта управления корпоративными сервисами.

Управление корпоративными сервисами в масштабах всего предприятия – очень объемная задача, поэтому подход «большого взрыва» представляется слишком сложным и рискованным. Рекомендуется начать с малого, сосредоточившись на каком-то одном бизнес-подразделении или нескольких новых функциях.

Затем, как и в любом другом многоэтапном проекте, следует отталкиваться от ранее достигнутых успехов, перенося достижения одного бизнес-подразделения на другие. Впрочем, в управлении корпоративными сервисами можно добиться и быстрого выигрыша (ведь все построено на базе ITSM), поэтому аккуратно планируйте, что и когда вы намерены делать.

Итак, я изложил пять своих рекомендаций по планированию процесса управления сервисами предприятия. А что бы добавили или изменили вы?

Пять рекомендаций по эффективному планированию процесса управления сервисами предприятия

- Стивен Манн, руководитель и директор по контенту аналитической компании ITSM.tools. Помимо работы в ней он занимается подготовкой маркетинговых материалов по ИТ и управлению ИТ-сервисами. Ведет регулярно обновляемый блог, является автором ряда книг, выступает на отраслевых мероприятиях с докладами, посвященными проблематике управления ИТ-сервисами.

 

Теги: Управление ИТ-услугами ITSM

На ту же тему: