Вестник цифровой трансформации

BIG DATA 2020: Главгосэкспертиза на единой цифровой платформе
BIG DATA 2020: Главгосэкспертиза на единой цифровой платформе

Виктория Эркенова: «Многие считают, что если в организации для принятия какого-либо решения используются отчеты или статистика, то такая организация — дата-ориентированная. Увы, это заблуждение»


21:36 09.03.2020 (обновлено: 14:33 10.03.2020)  |  Мелиса Савина | 7833 просмотров



Руководитель Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы России, — о роли данных для повышения качества экспертизы в строительной сфере.

«Мы стремимся создавать тренды в цифровой повестке», — утверждает Виктория Эркенова, руководитель Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы России. Как началась цифровая трансформация экспертизы в строительной сфере, какие плоды уже принесла и как будет идти дальше? Подробнее об этом можно будет услышать 25 марта на форуме BIG DATA 2020, организованном издательством «Открытые системы».

- Для чего и когда был создан Центр цифровой трансформации, который вы возглавляете?

Центр создали в сентябре 2019 года на базе Управления информационных технологий Главгосэкспертизы России. Но еще задолго до его появления в Главгосэкспертизе уже активно внедряли цифровые решения, направленные на преобразование модели организации и проведения государственной экспертизы. Результатом этих усилий стал переход к оказанию услуг в электронной форме и к созданию решений, базирующихся на data-ориентированном подходе как неотъемлемом элементе цифровой трансформации строительной экспертизы.

Наша сегодняшняя главная цель — на основе передовых технологий создать цифровые решения для всего института экспертизы. Мы ожидаем, что это поможет интегрировать его в единое цифровое пространство строительной отрасли. «Цифровая экономика» вошла в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 года. Строительная отрасль — немаловажная часть экономики страны, и мы должны стать своего рода драйвером для всего института государственной экспертизы. Одним из шагов на этом пути станет создание Единой цифровой платформы экспертизы.

- Какие цели и задачи ставит перед собой Единая цифровая платформа экспертизы? Какие этапы и сроки обозначены в ее развитии?

Единая цифровая платформа экспертизы — продукт, разработанный на базе нашего центра. Он представляет собой открытую совокупность информационных систем экспертных организаций и предназначен для обеспечения бесшовного информационного взаимодействия участников процесса строительной экспертизы. Для автоматизации своей работы участники процесса могут использовать как единую платформу, так и собственные информационные системы, интегрируя их в общее информационное пространство. Первые участники уже определены, и сейчас ведутся работы по запуску ЕЦПЭ. Ранее министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ определил сроки внедрения платформы — первый квартал 2020 года. И сейчас мы можем сказать, что единое цифровое пространство строительной экспертизы фактически сформировано.

- Как именно можно использовать большие данные в проектировании и в работе с документацией? Например, для облачной платформы для экспертных организаций, формирования базы знаний по основным ошибкам проектирования?

Я считаю, что управление данными, включающее в себя анализ больших данных, — это неотъемлемый элемент цифровой трансформации. И как вы правильно отметили, для нас, по сути, это один из источников информации по типовым ошибкам, на основании анализа которых мы формируем базу знаний.

В единой цифровой платформе заложены подходы к оценке представляемой на экспертизу документации, они расширяют наши возможности по анализу данных и вытекающих из этого трансформационных последствий. Но формирование базы знаний — не единственный результат анализа больших данных. Его применение также дает возможность использовать и развивать прогнозную аналитику, основанную на алгоритмах искусственного интеллекта, в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации.

- Есть ли у больших данных теневая сторона? Может ли их применение повлечь погрешности или ошибки?

Появление погрешностей или ошибок напрямую связано с подходами к обработке данных и используемыми методами их анализа. В зависимости от целей анализа, необходимо применять соответствующие дополнительные правила его проведения. В нашем случае на уровне хранилища мы используем разметку данных, включая присвоение данным и массивам данных идентификаторов, которые отражают тип (классификация данных) или интерпретацию данных для решения конкретной задачи. Так, для каждого пакета документов, который поступает на экспертизу, формируется машиночитаемое описание и производится тематическое структурирование документации — создается единый идентификатор для набора файлов, подготовленных по одному из разделов. В итоге из всего массива данных можно выделить документацию, описывающую определенные решения, из этих решений — набор данных, относящихся к определенной категории объектов капитального строительства, например к объектам разведки и разработки месторождений твердых полезных ископаемых. Это повышает результативность обработки таких данных.

И раз уж мы с вами заговорили о больших данных, не могу не заметить, что объем документации, хранящейся сейчас в наших системах, превышает 150 Тбайт и составляет более 30 млн электронных документов.

- На конференции «Развитие института государственной экспертизы» вы говорили о дата-центричном подходе, который реализуется в Главгосэкспертизе. Расскажите, в чем он заключается и какова его ценность.

Беседуя со специалистами в сфере строительной экспертизы, я часто сталкиваюсь с неверным, на мой взгляд, убеждением. Многие считают, что если в организации для принятия какого-либо решения используются отчеты или статистика, то такая организация — дата-ориентированная. Увы, это заблуждение. Подготовленный отчет может всего лишь сообщить о том, что в проектной документации было, например, десять ошибок. Но он не ответит на самый главный вопрос: почему это произошло и что надо сделать, чтобы исключить повторение подобных ошибок?

В Главгосэкспертизе подход к решению проблемы и к пониманию ее сути иной: обработка данных используется для получения ответов на вопросы «Почему?», «Кто?» и «Какие действия предпринять?». В этом и заключается специфика наших методов работы.

Говоря о тактических мерах и технических решениях, используемых для реализации этого подхода, я бы выделила перевод в машиночитаемый формат сведений из документов, на основании которых принимаются решения. То есть вся юридически значимая информация из электронного документа переводится в размеченные данные для построения аналитики и принятия решения, что и обеспечивает реализацию дата-ориентированного подхода.

- Легко ли экспертам Главгосэкпертизы переходить на цифровые технологии? Какие затруднения они испытывают? Как им помогают их преодолеть?

Я пришла в Главгосэкспертизу как раз в период активного перехода к оказанию услуг в электронном виде. Это был один из первых этапов нашей трансформации. Вместе с тем я стала свидетелем и действовавшего на тот момент порядка работы, который предусматривал представление документации на бумажных носителях. Так что я представляла себе трудности, с которыми придется столкнуться.

Безусловно, любые нововведения встречают на своем пути преграды. Соответственно, и процесс перевода услуг в цифровую форму усложняется рядом факторов. Исходя из своего опыта, я бы выделила два типа сложностей, которые могут возникнуть при переводе государственных и муниципальных услуг в цифровой формат: методические и организационные. К методическим относятся проблемы, возникающие в ходе управленческой деятельности по созданию и использованию определенного набора принципов, правил и методов, способов перевода услуг в электронный вид. Отсутствие единых стандартов влекло применение нетиповых решений и, как следствие, разобщенность в подходах.

Прежде чем говорить об организационных проблемах, хочу сказать, что в моем представлении «организовать» — это подготовить, наладить, объединить для выполнения конкретной цели. Соответственно, под организационными проблемами я подразумеваю сложности, возникающие в управленческой деятельности по подготовке, наладке и объединению технических и других средств, необходимых для перевода услуг в электронный вид.

Несмотря на то что в Главгосэкспертизе в целом процесс упрощался, снижались временные и финансовые затраты, большинство участников в первое время относились к новому формату достаточно настороженно, считая, что его внедрение потребует организационных и финансовых затрат, в том числе на обучение. Честно признаться, первые изменения, связанные с переходом на электронную форму взаимодействия с заявителем, действительно давались нелегко. Здесь ключевую роль играл человеческий фактор: для многих экспертов поначалу этот процесс был сложным и непонятным. С другой стороны, совместно с нами переживали преобразования и наши заявители. На начальном этапе стало очевидно, что первым шагом должны стать просвещение и обучение.

Наши специалисты провели около сорока семинаров и разработали обучающие материалы в различных форматах — от электронных документов до видеороликов с субтитрами. Кроме того, было создано подразделение для консультирования пользователей новых сервисов. В этом направлении была проделана огромная работа.

Но ключевым аспектом, благоприятно повлиявшим на внедрение всех этих изменений, по моему мнению, стало то, что мы смогли донести до каждого участника процесса информацию о преимуществах, которые можно получить от внедрения цифровых технологий в процесс наших рабочих коммуникаций. И как результат, сейчас мы получаем от экспертов уже не вопросы о порядке работы с новыми сервисами, а многочисленные предложения по их развитию.

- Чего уже удалось достичь в результате цифровой трансформации? И чего вы ожидаете в будущем?

Изменения от внедрения передовых технологий в нашу работу носят глобальный характер. Помимо смены парадигмы всей работы, изменения мышления как наших экспертов, так и заявителей, полный переход на электронный документооборот принес многочисленные преимущества прикладного характера.

Во-первых, сократилось время, затрачиваемое экспертами на оценку поступившей на рассмотрение проектно-сметной документации. Это, в свою очередь, позволило заявителям использовать образовавшееся дополнительное время на качественное устранение замечаний.

Во-вторых, существенно сократились издержки на разработку и предоставление документации, ее транспортировку и т. д. Переход на «цифру» позволяет заявителям экономить деньги и время. Это весомые аргументы для любого бизнеса, и строительная отрасль здесь не исключение.

Если говорить о будущем цифровой трансформации в Главгосэкспертизе, то сейчас главная задача — создать такие технологии, которые бы полностью исключили ошибки при проектировании. К сожалению, качество проектирования в нашей стране, хотя и улучшается в последние годы (причем не в последнюю очередь благодаря усилиям нашего учебного центра), но пока оставляет желать лучшего. Поэтому мы стремимся исправить данную ситуацию всеми доступными путями, в том числе используя новейшие технологические возможности прогнозной аналитики.

- О чем вы планируете рассказать на форуме и что хотели бы услышать?

Я благодарна за приглашение принять участие в таком знаковом мероприятии, как форум BIG DATA 2020, и планирую рассказать его участникам о больших данных Главгосэкспертизы, о том, как мы их обрабатываем, о новых технологиях и решениях, которые мы используем, и о возможностях развития, которые они нам дают.

Считаю, что дискуссии на таких площадках всегда полезны и несут положительный синергетический заряд для дальнейшего развития дата-ориентированных подходов в наших организациях.

 

Теги: Цифровая трансформация BIG DATA 2020