[it]MF 2021: От управления ИТ — к цифровому бизнесу

Вадим Пестун: «Происходящее сейчас объединение игроков вокруг определенных продуктов и сервисов по своим принципам и архитектуре очень напоминает процессы, наблюдаемые в природе»


16:09 15.06.2021  (обновлено: 16:09 21.06.2021)   |   7546 |  Николай Смирнов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Индустрия



В рамках традиционного ежегодного форума все большее внимание уделяется стратегическим вопросам цифровой трансформации и управления цифровым бизнесом.

2 июня состоялся [it] Management Forum, организованный издательством «Открытые системы». [it]MF 2021 продолжил серию форумов по управлению ИТ — флагманских мероприятий, которые «Открытые системы» проводят с 2004 года.

В этом году организаторы провели ребрендинг, чтобы подчеркнуть, что в рамках форума обсуждаются задачи управления не только ИТ, но и цифровым бизнесом в целом. И это не случайно: помимо традиционных тем сервис-менеджмента и управления бизнес-процессами, все большее отражение на последних форумах ITMF находила тема цифровой трансформации.

Вадим Пестун, директор по технологиям и цифровой трансформации московского офиса BCG, в ходе своего выступления провел аналогию между механизмами цифровых экосистем и живой природой. По его мнению, понятие «экосистема», взятое из биологии, не случайно прижилось в цифровой сфере.

«Происходящее сейчас объединение игроков вокруг определенных продуктов и сервисов по своим принципам и архитектуре очень напоминает процессы, наблюдаемые в природе», — уверен Пестун. Эволюция ИТ создала аналоги биологических экосистем, имеющие похожий набор элементов, свойств и механизмов развития. Экосистема в ИТ — совокупность систем, сервисов и продуктов, неразрывно связанных в единую сеть организационными или технологическими процессами. Их важные свойства — децентрализованность, самоорганизация и синергия. Сегодняшние успешные экосистемы формируются вокруг удачного пользовательского опыта, а лидерами в этих процессах являются крупнейшие ИТ-сервисы. Российский рынок пока довольно мал, но «Яндекс», «Сбер», «Тинькофф» и Mail.ru демонстрируют удачные примеры созданных экосистем.

Иван Мельник
Иван Мельник: «Допускать ошибки — нормально, но надо это делать с умом. Иначе ни о каком движении вперед речи быть не может»

«Допускать ошибки — нормально, но надо это делать с умом. Иначе ни о каком движении вперед речи быть не может», — подчеркнул Иван Мельник, директор по инновациям Х5 Retail Group и лауреат премии CDO Award 2021. Логика действий довольно проста: надо открыть отчет о прибылях и убытках по статьям и департаментам и придумать, как можно избежать плохих показателей. Мельник рассказал о развитии инноваций в X5 — о том, как работает воронка инноваций, по каким критериям отбираются стартапы и как внедряются решения, а также проанализировал успешные и провальные кейсы. Самыми интересными проектами последнего года стали биометрия, «умные» весы и приложение «Экспресс-скан».

Гибкость и «осознанная» трансформация

«На смену традиционной автоматизации пришла осознанная цифровая трансформация», — заявила Дарья Кобякова, представитель IBM Business Automation в России. Сегодня многие компании, пытаясь стать цифровыми, утверждают новые стратегии, внедряют современные технологии. Однако при этом они зачастую не понимают, что такое цифровая компания и с чего начинается цифровая трансформация. Многие нынешние лидеры рынка, на которых пытаются ориентироваться, изначально были рождены цифровыми. И они лишь наращивают свои обороты, когда их конкуренты борются за выживание и даже банкротятся.

Дарья Кобякова
Дарья Кобякова: «На смену традиционной автоматизации пришла осознанная цифровая трансформация»

По словам Кобяковой, решающую роль в успехе цифровых компаний играют не приложение, сайт или внедренный искусственный интеллект. Гораздо важнее эффективно выстроенные внутренние операционные процессы. Если компания знает, сколько в них ручного труда, насколько эффективно сотрудники взаимодействуют между собой и с информационными системами, то она готова к выходу в «цифру». У нее есть возможность развивать бизнес без наращивания штата сотрудников.

Новые вызовы рынка требуют от бизнеса гибкого подхода к управлению процессами. Елена Колбей, эксперт практики управления ИТ-процессами компании «Крок», на примере внутренних проектов показала, как быстрота и гибкость могут существенно улучшить работу компании. До тех пор, пока в классической схеме «люди — процессы — технологии» роботы не заменили людей и есть человеческий фактор, нужно уделять ему повышенное внимание. Особенно это важно в ситуациях, когда появляются неопределенность, страх и паника, что произошло в период пандемии. В компании «Крок» очень быстро перестроили процессы. При появлении первых заболевших сформировали базу знаний и запустили службу поддержки по COVID-19.

«Прошлый март показал нам, что все может измениться быстро и надолго. Старые версии бизнесов могут в одночасье оказаться неактуальными, а вот лояльные клиенты действительно важны. Это тот фундамент, без которого многие не выжили», — констатировала Анна Кузнецова, руководитель направления BPM/ECM компании Naumen. В современном мире, перенасыщенном предложениями, лояльность потребителей становится базовой ценностью для любого перспективного бизнеса. Ключом к успеху является хороший сервис — оптимально сочетающий скорость, стоимость и объем услуг. Компаниям приходится двигаться с двух сторон: от процессов и от ИТ. Современные бизнес-решения позволяют выполнить и то и другое. В ходе выступления Кузнецова рассказала о нескольких подобных проектах.

Новые требования к образованию

Отдельной проблемой, серьезно тормозящей многие цифровые преобразования, является подготовка кадров. Как рассказал Олег Подольский, управляющий директор Центра компетенции по кадрам для цифровой экономики «Университета 2035», на фоне других стран доля ИТ-специалистов в России является низкой. Мы вдвое уступаем по среднему показателю по 28 странам ЕС, хотя уровень квалификации наших специалистов высок и стабильно растет. Ожидается, что к 2024 году на рынке ИТ-кадров будет дефицит до 1 млн человек.

Олег Подольский
Олег Подольский: «Самое важное сейчас — наблюдать, какие смешения отраслей происходят, и понимать, как это влияет на требования к образованию»

«В ходе цифровой трансформации и сами профессии, и содержание их деятельности будут кардинально меняться. Делать любые прогнозы по форме и содержанию профессий — сложная задача, — признал Подольский. — Единственное, что можно с уверенностью утверждать: роботы пока не займут место людей. Поэтому самое важное сейчас — наблюдать, какие смешения отраслей происходят, и понимать, как это влияет на требования к образованию».

Нужно помнить о том, что формат «Я учу — ты слушаешь» ушел в прошлое. Ситуация в компаниях меняется. Скорость изменений и формат принятия решений в разнородных, распределенных командах создают новые требования к реализации системной образовательной деятельности. К принципам обучения команд цифровой экономики можно отнести упор на развитие проектных команд на местах, учет отраслевой специфики, формирование индивидуальных образовательных траекторий для той или иной организации, а также апробацию и внедрение современных образовательных технологий.

Взгляд экспертов

Большой интерес на форуме вызвали выступления международных экспертов. Так, Марк Смолли, независимый консультант по управлению ИТ, поделился своими взглядами на связь между цифровыми и ИТ-стратегиями. В числе прочего он привел примеры из книги «ITIL 4 Digital and IT Strategy», в которой формулируются ключевые концепции стратегического применения технологий и описываются основные шаги на пути формирования и реализации стратегии. В книге рассматриваются необходимые практики и проблемы, которые при этом могут возникать.

Каймар Кару, независимый международный эксперт, считает, что ключевые трудности, с которыми сталкиваются и организации, и страны на пути к цифровому управлению, являются по своей природе не цифровыми, а вполне аналоговыми. Он рассказал об этих проблемах, предложил способы их разрешения и рассмотрел модели интеграции технологий в существующие способы работы.

Роман Журавлев
Роман Журавлев: «Если ITIL вам нужен для работы, а не для того, чтобы сдать экзамен и повесить на стену сертификат, то не игнорируйте книги»

Роман Журавлев, менеджер развития ITSM-портфеля Axelos, поделился опытом первых лет применения ITIL 4 на практике и представил новую важную информацию о направлениях развития ITIL. Как подчеркнул Журавлев, примерно половину ценности ITIL содержат книги, а вторую половину — публикации под названием «практики». И «теоретическую» часть многие очень сильно недооценивают. Между тем есть вещи, о которых не рассказывают на курсах.

«Если ITIL вам нужен для работы, а не для того, чтобы сдать экзамен и повесить на стену сертификат, то не игнорируйте книги», — рекомендовал Журавлев.

Олег Скрынник, управляющий партнер Cleverics, провел мастер-класс «Картирование потока создания ценности: при чем тут поток и что такое ценность?». Как известно, современная эффективная скоростная работа строится вокруг потока создания ценности. Принципы его построения — отдельный интересный вопрос. В ходе воркшопа участники на основе заранее подготовленного кейса попробовали свои силы в составлении карты потока создания ценности. При этом удалось прояснить часто возникающие вопросы (например, в чем отличие потока от бизнес-процесса), разобраться с определением ценности и выявить случаи, когда не всякая работа ценна.

В рамках форума был проведен круглый стол «Сциллы и харибды стратегии цифровизации», участники которого поделились опытом преодоления трудностей на пути цифровой трансформации и предложили к обсуждению рецепты успешной цифровизации. Кроме того, на форуме подвели итоги конкурса «BPM-проект года».


Теги: Управление ИТ показывать на главной Самое интересное Цифровая трансформация ITMF 2021
На ту же тему: