Юрий Самойлов: «Это очень здоровый рынок»

Юрий Самойлов: «Мне нравится рынок коммерческих ЦОД, здесь сохраняется конкуренция, мало политики, мало всего того, что связано с административными ресурсами»

Источник: DataLine


18:31 29.01.2018   |   5818 |  Алексей Чернобровцев |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Генеральный директор DataLine, ведущего российского оператора коммерческих центров обработки данных, рассказывает о бизнесе компании и о рынке, на котором она работает.

Компания DataLine занимает ведущие позиции на отечественном рынке коммерческих центров обработки данных. Она владеет двумя площадками в Москве, на которых расположено семь дата-центров суммарной емкостью более 4,7 тыс. стоек. Компания является также одним из ведущих провайдеров облачных сервисов и крупнейшим партнером VMware в России. В октябре 2017 года введен в действие кластер виртуализации в Санкт-Петербурге. Юрий Самойлов, генеральный директор DataLine, рассказал Computerworld Россия о бизнесе компании и рынке, на котором она работает.

- Коммерческие центры обработки данных формируют на российском ИТ-рынке новый сегмент услуг. В чем его основная специфика и отличия?

Основное отличие — в самой модели деятельности коммерческих ЦОДов. Их организационная структура и внутренняя идеология существенно отличаются от соответствующих параметров интеграторских компаний.

Проектный бизнес интеграторов строится так, чтобы получить в конкрентные  сроки нужные результаты.  Наши же сервисные контракты заключаются на весьма продолжительное время, а их основные задачи — обеспечение бесперебойной работы систем клиентов и соблюдение заключенных соглашений о качестве обслуживания. Интеграторы используют различные проектные методологии, например Agile. Наш же инструментарий – ITSM, набор сервисов и работа линий техподдержки формируются с учетом конкретных потребностей клиентов.

Идеологическая задача коммерческих ЦОДов — поддерживать постоянный уровень качества обслуживания клиентов. Это требует значительных усилий при выполнении рутинных процессов, поскольку параметры ИТ-систем со временем имеют тенденцию к деградации. Несмотря на это, мы должны поддерживать качество своей работы на обещанном уровне, реагировать на запросы клиентов — как крупных, так и небольших. Стандартное время обработки запросов указывается в договорах на основе статистических данных. Однако бывают случаи, когда требуется что-то делать быстрее, или происходит нечто не предусмотренное регламентом. Таких ситуаций – десятки в месяц. Здесь наша внутренняя задача состоит в том, чтобы мотивировать наш персонал работать в стрессовых условиях и научить их устранять проблемы в весьма ограниченное время, оправдывая доверие клиентов. Вот это всё и есть специфика работы коммерческих центров обработки данных.

- Меняется ли структура спроса на услуги ЦОДов? Насколько быстро происходит переход от аренды стоек к сервисам более высокого уровня?

Я не вижу пока заметных изменений. Спрос на размещение ИТ-оборудования стабилен, по деньгам — это более 60% доходов DataLine. Около 30% приходится на облачные сервисы, главным образом IaaS, — этот сегмент бизнеса самый быстрорастущий. Оставшиеся 10% составляют телекоммуникационные услуги: аренда оптоволоконных линий связи в Москве, построение каналов между офисами клиентов и размещенным у нас ИТ-оборудованием, доступ в Интернет.

Некоторые клиенты, использующие colocation, начинают обращаться к облачным сервисам, но и обратное тоже происходит. Так что в целом объемы colocation сохраняются. Я не стал бы утверждать, что есть «перетекание» из аренды в облака, хотя в перспективе это можно ожидать.

- Какие же факторы влияют на предпочтения ваших клиентов?

Прежде всего они, будучи коммерческими компаниями, руководствуются практическими соображениями и решают свои конкретные задачи: выбирают тот или иной тип размещения бизнес-систем, создают резервные площадки, используют платформы для разработки и тестирования приложений. Всякие же маркетинговые истории, связанные с цифровизацией и Интернетом вещей, — это дополнительные поводы вызвать к нам интерес клиентов, но не более того. А вот что обращает на себя внимание, особенно в последнее время, — так это нежелание приобретать собственное оборудование. Для расширения своих ИТ-систем компании предпочитают арендовать ресурсы. Формируется тенденция оптимизации операционных расходов, сокращается количество зарезервированных «на вырост» стоек. Клиенты стараются платить только за то, что им требуется сегодня.

- Каким образом облачные сервисы сказываются на развитии центров обработки данных?

По мере развития облачных сервисов все больше клиентов приходит со своими особыми задачами и требованиями, поэтому очень важно понять, какого рода системы они намерены размещать в облаках. Исходя из суммарной оценки клиентских запросов, мы формируем новые вычислительные кластеры и закупаем оборудование, которое должно обеспечить работу в течение ближайшего квартала. Основное ограничение при выборе оборудования — рекомендации разработчиков платформ виртуализации VMware и Microsoft. Однако у них достаточно обширная совместимость, поэтому мы используем оборудование разных производителей.

У нас представлены все ведущие вендоры, и такая мультивендорная инфраструктура дает существенные преимущества. Если происходит конфликт драйверов платформ виртуализации и поддерживающего их «железа», то эта проблема не распространяется на большие объемы ресурсов. И всегда можно временно переключиться на оборудование другого производителя.

- Поясните, каким образом вы добиваетесь бесперебойной работы клиентских сервисов в облаке?

Для повышения отказоустойчивости мы разнесли нашу облачную инфраструктуру по разным машинным залам и разным ЦОДам. Новый кластер в Санкт-Петербурге мы спроектировали так, чтобы он работал с московской инфраструктурой и была возможность балансировать питерскую нагрузку. Многое также зависит от задач заказчиков и их требований к сетевым задержкам. Облачные сервисы существенно влияют на развитие коммуникационной инфраструктуры. Чтобы увеличить производительность облачных сервисов, нужно, кроме прочего, расширять и наращивать емкость портов, увеличивать производительность каналов связи в центрах обработки данных и между ними.

- Какие организации представлены среди клиентов DataLine?

Мы работаем в основном со средним бизнесом, у нас более 600 клиентов, это очень разные компании. Среди них есть и очень крупные организации, которые у всех на слуху. С ними сложнее работать по разным причинам, в том числе из-за корпоративных правил и многочисленных формальных ограничений. Довольно много международных компаний. Облака привлекают в основном небольших клиентов, таких как адвокатские бюро с десятком сотрудников, которым нужно поддерживать свою систему «1С». И клиентов такого рода довольно много. Средний облачный контракт по деньгам меньше, чем colocation, это также стимулирует рост спроса. Но и конкуренция в этой области растет. Не припомню ни одного облачного договора без оценочной или конкурсной процедуры: это и сравнение предложений нескольких провайдеров, и участие в электронных торгах. Услуги аренды по-прежнему хорошо продаются, рост в год — около 30%. В общей сложности за последний год прибавилось почти полторы сотни клиентов.

- Что их в основном привлекает?

В нашем бизнесе единственное, в чем можно обыграть конкурентов, – качество. Мы стремится продемонстрировать максимально высокое качество на всех этапах работы с клиентами — от взаимодействия технических служб до проработки условий обслуживания в договоре. Если специалисты DataLine не участвуют в проекте клиента, а только обеспечивают размещение его инфраструктуры, то они консультируют его разработчиков, обсуждают возможные нюансы и дают свои рекомендации. Наши соглашения о качестве обслуживания отличаются детализацией и проработкой, мы не рисуем бесконечные «девятки», а гарантируем время решения проблем. Это касается не только нештатных ситуаций, но и обработки запросов на изменения.

- А насколько реально важны сегодня всевозможные сертификаты?

В больших тендерах, когда речь идет об установке десятков стоек, требование на сертификаты всегда обязательно. Все знают, что спецификации Uptime Institute становятся фактическим стандартом. Однако зачастую клиенты даже не пытаются разобраться, насколько ЦОД соответствует полученным ранее сертификатам. Бывает и другая крайность. К нам не раз приходили представители компаний с весьма объемистыми опросниками и проводили аудиты, куда более изощренные, чем требования Uptime Institute. Их интересовали процессы управления, работа с персоналом и многое другое. Понятно, что это крупные компании, и мы такие проверки проходили успешно. Если говорить про Uptime, то центры обработки данных DataLine имеют сертификаты Design, Constructed Facility и Operations — на проектную документацию, установленную инфраструктуру и соответствие требованиям эффективности эксплуатации.

- Что можно сказать о текущем состоянии отрасли коммерческих ЦОДов в нашей стране?

Я бы не стал называть это отраслью, так как суммарный объем рынка коммерческих ЦОДов пока не велик, он меньше ИТ-бюджета крупнейшего банка страны. Правильнее говорить о группе компаний, оказывающих определенные услуги. Этот бизнес сейчас на подъеме, и его развитие продолжается — наращиваются мощности, выходят новые игроки, появляются новые площадки. Однако очень высока ценовая конкуренция, и потому иногда приходится браться за проект на грани себестоимости. Рост бизнеса стимулирует и рост квалификации специалистов — как у нас, так и в других организациях. Конкурировать становится сложнее. Тем не менее мне нравится этот рынок, здесь сохраняется конкуренция, мало политики, мало всего, что связано с административными ресурсами. В целом это очень здоровый сегмент отечественного рынка.

- Эксперты отмечают избыток мощностей коммерческих ЦОДов, но, тем не менее, мощности и дальше растут. Как это объяснить?

Не вижу здесь противоречия. Мы работаем на рынке покупателя и живем в условиях избытка предложения. Наращивая ресурсы, компании рассчитывают на развитие бизнеса и опираются на анализ рыночной ситуации — оценивают скорость продаж, прогнозируют число и состав новых клиентов. Совсем недавно мы ввели на Коровинском шоссе в действие четвертую очередь дата-центра Nord-4 емкостью в 500 стоек. Думаю, что в 2018 году мы продадим эти стойки клиентам. С облаками значительно проще, так как не нужны крупные инвестиции в строительство ЦОДов, можно продвигаться небольшими «квантами». Есть и экономические модели, на которые мы ориентируемся: оцениваем имеющиеся ресурсы и анализируем облачный спрос, прогнозируем закупки нового оборудования. Вся облачная инфраструктура DataLine размещается в 60 стойках, около трети из которых установлено в 2017-м.

- Расскажите о динамике бизнеса и насущных планах.

По предварительным оценкам, в 2017 году бизнес вырос раза в полтора. Облачные сервисы – примерно на 70%, colocation – более чем на 30%, остальные услуги тоже показали рост. Если говорить о планах, то очень рассчитываем на рост продаж наших сервисов. Их число велико, не меньше, чем наиболее востребованных сервисов Amazon, но пока они продаются в основном как дополнение к базовым сервисам IaaS или colocation. Очень хотелось бы, чтобы все наши сервисы были востребованы как самостоятельные предложения. Это большая и красивая задача — вырастить на их основе определенный объем бизнеса, суметь преподнести их так, чтобы они стали интересны клиентам. Число таких сервисов постоянно растет и будет расти впредь.

Также в планах новая площадка, ее поиском мы занимаемся. На Коровинском шоссе, где размещены дата-центры Nord, уже исчерпаны ресурсы, а мы хотим разместить в Москве еще тысячу стоек. Надеемся сделать это в 2018 году.


Теги: Облачные сервисы DataLine Коммерческий ЦОД
На ту же тему: