В центре внимания человек: что ждет бизнес в будущем
В центре внимания человек: что ждет бизнес в будущем

Амир Сохраби, региональный вице-президент Citrix по развивающимся рынкам


12:41 04.12.2020   |   3478 | 

Рубрика Партнерский материал



Согласно опросу Института Гэллапа (Gallup), 87% сотрудников во всем мире не работают с полной самоотдачей, так как вынуждены постоянно отвлекаться. В последнее десятилетие ИТ-службы методично внедряли технологии, которые, по их мнению, упрощали операции и стимулировали совместную работу. На самом деле эффект оказался обратным. О том, как изменится положение вещей и какие тенденции намечаются на рынке труда, рассказывает Амир Сохраби, региональный вице-президент Citrix по развивающимся рынкам.

Существует мнение, что будущее предсказать нельзя. Но это не совсем так. Прошлое говорит о настоящем, настоящее — о будущем. И если присмотреться внимательнее, то можно понять, что нас ждет впереди. Это касается и рынка труда, на котором грядут серьезные преобразования. Сегодня формируется несколько тенденций, которые могут привести к таким переменам, которых мы не видели со времен Генри Форда.

Гибкие модели труда

По прогнозам аналитиков, в ближайшее десятилетие в мире будет не хватать 85,2 млн работников. Хороших специалистов найти трудно, но они есть. Либо они живут далеко от офиса, либо им неудобно работать в традиционном офисе. Рынок труда становится более гибким. Ожидается, что в 2020 г. число фрилансеров превысит половину занятого населения, а к 2030 году их будет более 85%. Чтобы привлечь нужных профессионалов, компаниям придется выйти за привычные рамки и принимать гибкие модели: фриланс, контрактную и удаленную работу.

Недавно Центр экономических и бизнес-исследований (Centre of Economics and Business Research, CEBR) опросил 2500 специалистов, чтобы оценить перспективы такого подхода. Оказалось, что компании не против расширить круг поиска сотрудников, если это положительно скажется на привлечении новых заказчиков и развитии бизнеса. Работодатели готовы нанимать тех, кто ранее не планировал работать. Это пенсионеры или люди, которые присматривают дома за детьми или пожилыми родственниками и поэтому могут трудиться лишь несколько часов в неделю.

Организации понимают преимущества найма таких сотрудников и начинают переходить от традиционных моделей к гибким рабочим режимам.

Повышение квалификации, переподготовка и мобильность специалистов

Бизнес тратит немало времени на привлечение профессионалов извне. Из-за конкуренции компаниям не обойтись без развития собственных кадров. HR-специалисты будут больше внимания уделять мобильности работников, повышению их квалификации и созданию условий для переподготовки.

Необходимо развивать такие навыки и способности специалистов, как критичность мышления, маневренность, способность к инновациям и совместной работе. Эти качества не выходят на первый план, но помогают бизнесу расти в условиях постоянных перемен. Работники получат доступ к профессиональным учебным платформам и смогут выбрать наиболее эффективный способ обучения. Творческий подход кадровых служб в разработке подобных программ ускорит преобразование привычного рабочего места.

Цифровое рабочее пространство

В среднем сотрудники в офисе тратят 65% времени на переговоры и рутинные задачи, еще 20% уходит на поиски информации, а на рабочие обязанности остается лишь 15%. Заинтересованность персонала при этом резко снижается.

Сегодня специалисты в течение дня используют для работы около 11 различных приложений. И в большинстве случаев это только усложняет выполнение задач. Технологические процессы часто организованы в соответствии с потребностями и ограничениями приложений, а не с тем, что принесет больше пользы бизнесу и персоналу.

Неудивительно, что 47% руководителей считают, что простой доступ к данным является главным фактором для повышения вовлеченности сотрудников. Если люди ищут ответы в корпоративных справочниках, им не до творческой работы.

Упростить поиск нужной информации помогут технологии, которые упорядочат процессы для каждого работника. Интеллектуальные системы организуют массивы данных так, чтобы пользователь в нужный момент получил именно то, что ему необходимо.

Значительную помощь на рабочем месте окажут и технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. Сегодня ИИ в основном используется как вспомогательный механизм. Однако в будущем он сможет существенно влиять на психологическое состояние работников.

Автоматизация рутинных задач

Отсутствие вовлеченности — одна из причин психологических проблем на рабочем месте, которая быстро набирает обороты. Часто она связана с однообразной, не приносящей удовлетворения деятельностью, перегрузками и высоким уровнем стресса. Согласно недавнему опросу Института Гэллапа, 85% специалистов в мире работают не в полную силу. Бизнес ежегодно теряет из-за этого порядка $7 триллионов.

Однако, после того как интеллектуальное рабочее место подстроится под потребности и обязанности сотрудника, ИИ сможет взять на себя повседневные задачи и освободит человека от рутинной работы.

Но не все люди одинаковы. Поэтому важно, чтобы система узнавала отличия и автоматизировала только то, что пойдет на пользу конкретному исполнителю. Если работнику нравится заниматься простыми и менее требовательными задачами, то он может выполнять их самостоятельно.

Упрощение работы с технологиями

Сегодня в ИТ на первом месте приложения и устройства. Это ограничивает возможности адаптации рабочего места, вызывает разочарование и приводит к стрессу. ИИ-технологии будут все больше учитывать контекст и фокусироваться не на инструментах, которые применяют пользователи, а на поставленных целях и состоянии сотрудников.

Кроме того, упростится общее взаимодействие с технологиями. Специалист будет иметь дело только с нужными для выполнения текущей задачи приложениями. Это снизит уровень стресса и ощущение постоянной перегрузки.

Расстановка приоритетов и управление рабочей нагрузкой

Продолжительность рабочего дня — один из факторов психологического состояния. Недавний опрос, который компания Citrix провела в 9 странах, показал, что 86% офисных сотрудников считают нормальным работать сверхурочно. Из них 47% делают это ежедневно или почти каждый день.

Когда переработки становятся нормой, а количество рабочих задач неконтролируемо растет, искусственный интеллект поможет расставить приоритеты. ИИ распознает должностные обязанности работника и порекомендует порядок выполнения задач и проектов. При этом основное внимание цифровой помощник уделит прежде всего поддержанию хорошего самочувствия. Например, после трудного и напряженного проекта система поставит в график простую задачу, чтобы помочь пользователю либо расслабиться и прийти в себя, либо вовремя покинуть рабочее место.

Мониторинг психологического здоровья

Специалисты сегодня активно исследуют технологии для выявления и диагностирования психологических перегрузок.

В будущем ИИ-системы смогут определять стрессовые состояния по ряду признаков, которые послужат предупреждением для работодателя. К ним относятся частота сердечных сокращений, изменение скорости печати на клавиатуре, снижение эффективности, интонации работника и лингвистические особенности, которые указывают на вероятную депрессию. Оперативно выявить возможные психологические проблемы помогут также умные часы и биометрические данные, в частности выражение лица. Такая информация позволит распределять задания в соответствии с уровнем стрессоустойчивости конкретного работника.

***

Предсказание будущего не относится к точным наукам. Но когда речь идет о будущем рынка труда, одно можно сказать наверняка: успеха добьются те организации, которые фокусируются на потребностях и состоянии своих специалистов, а также создают среду глубокого вовлечения в рабочие процессы. Работодатели, которые будут поощрять энтузиазм и развивать дополнительные навыки сотрудников, полностью раскроют их творческий потенциал и повысят гибкость и производительность бизнеса.

В этом компаниям помогут интеллектуальные технологии. Цифровые рабочие места не только индивидуально организуют и автоматизируют трудовой процесс, но и устранят цифровой шум, сократят число отвлекающих факторов и оптимизируют рабочий день каждого. ИТ-службы сконцентрируются на задачах и будут учитывать психоэмоциональное состояние персонала. И тогда сотрудники смогут максимально сосредоточиться на своих прямых обязанностях и выполнять их где угодно, в любое время и на любых устройствах.


Теги: Citrix Партнерский материал