Роскачество проверит «умные» товары



Источник: roskachestvo.gov.ru


17:36 04.06.2018  (обновлено: 17:16 06.06.2018)   |   2589 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



«Российская система качества» приступает к исследованию потребительских свойств широкого спектра ИТ-продукции.

Тестированием популярных товарных групп занимается множество частных лабораторий и одно ведомство — автономная некоммерческая организация «Российская система качества», учрежденная распоряжением Правительства РФ в 2015 году. Основная область ее интересов — товары повседневного спроса и бытовая техника, однако понемногу расширяется и спектр тестируемой ИТ-продукции — смартфоны, принтеры, антивирусы, мобильные приложения. Есть планы начать тестирование продукции в интересах корпоративного ИТ-рынка. О том, как работает Роскачество, что могут дать полученные в ходе ее тестов высокие оценки различным, в том числе «цифровым» товарам и услугам, Computerworld Россия рассказал Илья Лоевский, заместитель руководителя организации.

- Чем Роскачество отличается от других тестирующих организаций?

Илья Лоевский
Илья Лоевский: «Мы испытываем продукцию на соответствие не только существующим, но еще и опережающим стандартам с повышенными требованиями к качеству»
Источник: roskachestvo.gov.ru

Роскачество – некоммерческая организация, учрежденная Правительством РФ для планомерного мониторинга качества любых товаров, которые нас окружают. Наша деятельность финансируется из средств федерального бюджета, это означает, что результаты испытаний не зависят от заказов и рекламы, а все, что мы делаем, бесплатно для производителей товаров и, естественно, для потребителей. Что важно — мы закупаем для исследования товары в тех же магазинах, что и рядовые покупатели.

При этом мы испытываем продукцию на соответствие не только существующим, но еще и «опережающим» стандартам с повышенными требованиями к качеству, которые разрабатываем совместно с ведущими отраслевыми экспертами в рамках работы проектно-технического комитета №702 Росстандарта. Сами испытания отличаются большой глубиной и детальностью, что позволяет максимально объективно оценивать товары и сортировать их по большому числу параметров.

- Что дает товару и его производителю победа в рейтингах Роскачества?

Наличие знака качества повышает доверие потребителя к товарам и, как следствие, спрос на них. Как показывает мировой и подтверждает российский опыт, спрос на продукцию, промаркированную национальным знаком качества, повышается. Например, в Германии он увеличивается в среднем на 40-60%. Сейчас, по данным, которые мы получаем от участников рынка, в частности торговых сетей, которые внимательно изучают спрос на тот или иной товар, российский Знак качества дает рост продаж на уровне 30%. Что касается рейтингов мобильных приложений, то, например, многие разработчики размещают у себя на сайте упоминания о том, что их продукт рекомендуется к установке Российской системой качества, и используют результаты рейтинга в своих коммуникациях и рекламных материалах.

- Почему вы выставляете оценки от 0,5 до 5,5, а не от 0 до 5, что выглядит привычнее?

Шкала от 0,5 до 5,5 выбрана не случайно, это адаптированная версия шкалы Штифтунг-Варентест, старейшей немецкой потребительской организации, использование которой считается правилом хорошего тона для выставления рейтингов при потребительских испытаниях. Шкала также применяется партнерами Роскачества по Международной ассоциации потребительских испытаний и исследований качества товаров. Уточню: 0,5 является минимальной оценкой для «нормального» товара. Но если использование продукта может нанести вред здоровью человека, то ему могут присвоить и рейтинг 0.

- Кто и как занимается разработкой критериев и проведением самого тестирования? Штатные сотрудники, приглашенные эксперты?

Во всех исследованиях, кроме тех, которые касаются мобильных приложений, Роскачество работает с лабораториями, аккредитованными в соответствующей области, и проводит межлабораторные сличительные испытания. Исследования же информационных продуктов мы проводим самостоятельно силами собственной испытательной лаборатории, которая в настоящее время находится в процессе получения аккредитации. Разработкой критериев и проведением тестирования мобильных приложений занимаются штатные специалисты Роскачества. Перед каждым исследованием мы рассылаем методики испытаний приглашаемым профильным экспертам и проводим экспертные совещания в рамках заседаний упомянутой рабочей группы ПТК № 702. Мы учитываем замечания и пожелания, высказанные на этих совещаниях, и дорабатываем методику.

- Как происходит отбор устройств или приложений для тестов? Роскачество само выбирает, кого тестировать, или тестирует только те продукты, которые предоставили производители?

Мы проводим веерные исследования, то есть отбираем для испытаний максимальное количество товаров одной категории, представленных на полках, или мобильное ПО, предлагаемое в магазинах приложений. В последнем случае предпочтение отдается наиболее популярным, поддерживаемым разработчиками программам. В случае с устройствами мы отбираем для тестов наиболее популярные гаджеты, представленные на российском рынке, на самых распространенных версиях операционных систем.

- В продолжение темы — вы протестировали приложения категории «Знакомства», хотя, казалось бы, гораздо актуальнее изучить банковские приложения. Особенно с точки зрения их безопасности....

Роскачество заранее составляет список групп продукции для испытаний на будущий год, в который в том числе входят мобильные приложения для операционных систем iOS и Android. При этом выбираются наиболее приоритетные с точки зрения общественного интереса и интересов федеральных органов исполнительной власти товарные категории, требующие изучения качества. Приложения категории «Знакомства» в настоящее время крайне популярны. Для сравнения, количество установок из Google Play победителя рейтинга, Badoo, более 100 млн, а приложения «Сбербанк Онлайн» — более 50 млн.

Что касается банковских приложений, то их исследование планируется на следующий год.

— А нет ли планов изучать корпоративные возможности тех или иных товаров? Например, протестировать принтеры на способность работать в корпоративной сети, включая наличие платных и бесплатных средств защиты информации, возможности по удаленному администрированию, совместимость с системами управления принтерным парком... Или смартфоны и приложения для них — на способность работать с корпоративными системами управления мобильными устройствами, защищенность и т. д.?

Роскачество занимается в первую очередь тестированием товаров народного потребления. Однако у нас есть планы и по развитию B2B-направления. В сентябре будет запущен портал kachestvo.pro, предназначенный для руководителей предприятий и специалистов, отвечающих за качество продукции, услуг и в целом за эффективность управления. С учетом того что ИТ-сфера в России активно развивается и не последнюю роль здесь играет цифровизация экономики, тема качества информационных продуктов обязательно будет подниматься на страницах нового интернет-издания. И речь будет идти не только об оценке качества существующих продуктов, но и о том, как достичь этого качества: какие стандарты соблюдать, как организовать производство, как выбрать поставщиков. Соответственно мы займемся и исследованием корпоративных возможностей продуктов.


Теги: Государство, общество и ИТ Мобильные приложения Роскачество
На ту же тему: