RPA: аппетит приходит во время еды
RPA: аппетит приходит во время еды

Светлана Анисимова: «Можно мечтать о том, что все системы компании удастся привести к единому знаменателю, но жизнь показывает, что время на эти попытки тратится впустую. Расходовать ресурсы на что-то, не связанное с основным бизнесом, — непозволительная в нынешних реалиях роскошь»


09:00 06.09.2021   |   3315 |  Николай Смирнов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Индустрия



Генеральный директор UiPath в России и СНГ, о созревании рынка инструментов роботизации и проблемах, с которыми сталкиваются компании при внедрении RPA.

Рынок роботизации бизнес-процессов в России вошел в фазу активного развития. Компании ощутили преимущества этой технологии и готовы масштабировать проекты, начатые ранее. С чем им приходится сталкиваться и какие задачи решать? О проблемах роста — как технологических, так и культурных — рассказывает Светлана Анисимова, генеральный директор компании UiPath в России и СНГ.

- Сейчас рынок RPA уже не тот, что пару лет назад: зреют и технологии, и заказчики. Как изменяются потребности компаний в роботизации, какие ключевые изменения во взглядах происходят?

И российский, и мировой рынок быстро растет, что подтверждают независимые аналитики. Интерес увеличивается и у заказчиков, и у партнеров, которые приходят в эту сферу; на рынке появляются новые вендоры. Судя по нашим продажам, это быстрые темпы роста.

Изменения связаны с созреванием рынка. Если два года назад компании лишь присматривались к RPA, оценивали платформы и начинали первые пилотные проекты, то сейчас идет фаза масштабирования, когда компании осознали специфику технологии и ее преимущества и готовы развивать свои решения дальше. Это специфика нынешнего дня.

- Несмотря на более высокую зрелость, многие до сих пор воспринимают роботов как угрозу своим рабочим местам. Как можно справиться с этим, какие подходы вы можете рекомендовать?

Поможет только активное вовлечение сотрудников в проекты и просветительская работа. Более того, люди должны понимать, что ранний вход в работу с такими системами повышает их ценность для предприятия. Это то, над чем мы вместе должны работать. Важно формировать цифровую культуру внутри компании.

Цифровизация приходит во все сферы нашей жизни. Еще десять лет назад мы не могли представить себе, насколько зависимыми станем от смартфонов. С RPA происходит то же самое: сотрудники, которые чувствуют, что избавились от раздражающей рутины, становятся более мотивированными и превращаются в активных сторонников цифровых помощников. Из-за рутины люди вынуждены работать больше (например, задерживаться после окончания рабочего дня ради заполнения каких-то таблиц), но не получают за это больше денег.

- Культура нужна не только «внизу», но и «наверху». Насколько близки компании к восприятию концепции гибридной рабочей силы, где люди и роботы работают вместе — как единый ресурс? Что для этого нужно?

Мы к этому идем и обязательно придем — возможно, даже быстрее, чем можем себе представить. Конечно, организации различаются по уровню зрелости. Можно лишь утверждать, что пандемия и связанные с ней ограничения подтолкнули компании к цифровизации. Многим пришлось внедрять цифровых помощников и перекладывать на них часть задач.

Сейчас высшее руководство компаний довольно хорошо понимает суть технологии RPA. Остаются стратегические вопросы: как правильно внедрять, с какой стороны входить в проекты, где искать специалистов. Многие находятся в процессе написания стратегии, поиска ресурсов и вхождения в эту новую для себя технологию.

- Стратегия роботизации — насколько это важно? В каких случаях без нее не обойтись?

Стратегия всегда важна, даже когда речь идет о небольшом предприятии. Это позволяет правильно расставлять цели и приоритеты, выстраивать ожидания от технологии, измерять достигаемые результаты. Продумывать свои действия на год или два вперед всегда полезно.

- Многие изначально позиционируют RPA как временную технологию, суррогат для более «серьезных» инструментов. Как это сочетается со стратегическим подходом?

Мне кажется, сейчас таких высказываний становится все меньше. Технологию воспринимают всерьез, и Gartner включает ее в число важнейших тенденций ближайших лет. RPA уже никуда не исчезнет.

Если приложения удалось быстро и дешево интегрировать с помощью RPA и полученное решение хорошо работает, то зачем его менять на что-то «более серьезное»? Часто от заказчиков приходится слышать об огромном количестве существующих у них систем. Компании сливаются и разделяются, у них появляются филиалы, постоянно разрабатываются новые приложения... Можно мечтать о том, что все это удастся привести к единому знаменателю, но жизнь показывает, что время на эти попытки тратится впустую. Расходовать ресурсы на что-то, не связанное с основным бизнесом, — непозволительная в нынешних реалиях роскошь.

- Какие компоненты должна включать платформа роботизации, чтобы закрыть все потребности бизнеса? Какова роль этих компонентов?

Мы видим себя в качестве единой платформы роботизации, которая умеет работать со всеми приложениями и может их интегрировать легко и быстро. Конечно, приходится активно развиваться. Например, если два года назад у нас было лишь два типа роботов и оркестратор, то сейчас появилась очень серьезная функциональность, включающая Process Mining, средства отслеживания эффективности роботов, инструменты вовлечения сотрудников в процесс роботизации. Это развитие продолжится и в дальнейшем. Как известно, аппетит приходит во время еды: как только бизнес распробует новую технологию, его потребности начинают расти.

И конечно, следует отметить искусственный интеллект, который постепенно встраивается в платформы RPA. Их синергия очевидна.

- Одни советуют начинать свой путь в RPA с простейших процессов, другие говорят о том, что в этом случае будет неочевидной окупаемость проекта. Как достичь золотой середины? Чтобы были адекватные риски и достойные финансовые результаты?

Мы с осторожностью относимся к установлению прямой связи между сложностью роботизируемых процессов и финансовым результатом проекта. Эффект от внедрения робота зависит не только от числа и сложности процессов, которые он на себя берет. Можно говорить об улучшении опыта внешнего взаимодействия с компанией, о снижении числа ошибок, об увеличении скорости процессов. Здесь много факторов, которые сложно просчитать. Кстати, у нас есть собственная методология для подсчета эффекта от внедрения роботов, которую мы рекомендуем заказчикам.

Если же выбирать между простыми и сложными процессами для пилотного проекта, то оба подхода имеют право на существование. Важно понимать цели, которые компания хочет ставить перед собой. И здесь мы возвращаемся к важности стратегического подхода.

- На какой показатель окупаемости следует ориентироваться в RPA-проектах?

Наши западные коллеги гораздо раньше выходят на окупаемость проектов — обычно в течение полугода. У нас сложнее структура предприятий, дольше проходят согласования, возникают вопросы, связанные с безопасностью. За рубежом решения принимаются гораздо быстрее, меньше бумажной волокиты. Но обычно в течение года отечественные проекты окупаются — конечно, если они реализованы качественно.

- На форуме RPA 2021 были дискуссии относительно целесообразности очеловечивания роботов, в том числе присвоения им человеческих имен. С одной стороны, имя способствует лучшему эмоциональному восприятию робота людьми и большему доверию, а с другой — мешает объективному отношению к нему, особенно если робота требуется «усыпить». Каково ваше отношение к роботам с именами?

Я все-таки являюсь сторонницей имен. Нам всем свойственно стремление очеловечивать своих электронных помощников. Многие даже роботам-пылесосам дают имена и разговаривают с ними. Преимуществ в этом гораздо больше, чем недостатков.

- Отечественный рынок RPA становится конкурентным. На нем появились новые амбициозные российские игроки, государство наращивает усилия по импортозамещению. Какие возможности для роста видите вы?

Нам приходится становиться все лучше. Безусловно, поддержка локальных игроков со стороны государства сильна и будет расти. Уверенно себя чувствовать помогает ощущение, что мы на три-четыре шага впереди. Важно иметь решения, которых просто нет у конкурентов. Только это позволяет сохранить позиции на рынке.

- Каким вы видите рынок решений RPA через несколько лет?

Мы придем к единой платформе автоматизации — некому хабу, через который все системы и сотрудники предприятия смогут обмениваться информацией. Естественно, такая платформа должна и «понимать» процессы, и измерять их эффективность, и уметь работать с живыми людьми. Сейчас такие решения уже существуют в виде отдельных компонентов, и они будут развиваться и объединяться в рамках единой системы. Все это мы увидим года через три, а может, и еще раньше.


Теги: Искусственный интеллект Цифровая трансформация RPA Process Mining UiPath


На ту же тему: