Под знаком оцифровки

По словам Алексея Козырева, главная задача государства на нынешнем этапе — развитие цифровых каналов общения с гражданами

Источник: TAdviser


13:06 11.12.2017   |   2512 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Предприятие



На конференции TAdviser Summit 2017 государственные и коммерческие структуры поделились опытом «оцифровки», рассказали о сопровождающих цифровую трансформацию проблемах и открывающихся перспективах.

Состоявшийся в конце ноября TAdviser SummIT, как и многие другие мероприятия этого года, был посвящен теме цифровой трансформации во всех сферах жизни. Участниками мероприятия стали более 400 представителей наиболее «цифровых» госструктур, предприятий и ряда ИТ-компаний. Кроме пленарной части, прошли специализированные сессии, посвященные использованию ИТ в госсекторе, банках, на транспорте, в промышленности, а также облачным технологиям.

Государство — двигатель цифрового прогресса

Главным двигателем цифровизации у нас является государство. А его первостепенная задача, по словам заместителя главы Минкомсвязи РФ Алексея Козырева, на нынешнем этапе — развитие цифровых каналов общения с гражданами. Поставлена цель добиться того, чтобы все юридически значимые операции можно было проводить в электронном виде. Причем не только государственные: в первом квартале 2018 года планируется запуск биометрической идентификации, при помощи которой можно будет открывать банковские счета без похода в банк.

Козырев отметил, что и само понятие «госуслуги» будет трансформироваться и расширяться: после того, как интерфейсы Единой системы идентификации и аутентификации будут открыты внешним партнерам, появится возможность встраивать госуслуги в сторонние сервисы.

Полноценная цифровизация невозможна без взаимодействия госструктур между собой, без передачи между ними данных, в том числе персональных. Для того чтобы наладить такое взаимодействие, необходимо организовать систему управления разрешениями со стороны граждан на передачу данных из ведомства к ведомству и сторонним организациям, подключенным к госуслугам.

Один из крупнейших держателей персональных данных, Пенсионный фонд России, объявил о грядущей реорганизации своей ИТ-инфраструктуры. Планируется постепенно отказаться от использования множества ЦОД, которые сейчас расположены по всей стране, и перейти в единый арендованный ЦОД, затем, возможно, и в облако. Это даст толчок развитию как уже имеющихся систем, так и двух новых — «электронная трудовая книжка» и «зеркало негосударственных пенсионных фондов» (поскольку через ПФР осуществляется переход граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, то необходимо отслеживать все сопутствующие процессы).

Проблемы импортозамещения

Переход на свободное ПО не так гладок, как это порой рисуется, однако, как свидетельствует опыт Росимущества, трудности преодолимы. Среди проблем, которые отметила Александра Осипова, начальник управления ИТ Росимущества, — отсутствие в пакете офисных приложений «МойОфис» ряда необходимых функций (кроме того, используемая система электронного документооборота не взаимодействовала с этим пакетом); отсутствие плагина для подписания электронной подписью в браузерах «Спутник» и «Яндекс»; медленная работа программных продуктов «1С» с СУБД PostgreSQL. Однако проблемы были решены, и в результате расходы на лицензии Microsoft, составлявшие в 2016 году 100 млн руб., снизились до 25 млн.

«Госуслуги» вместо МФЦ — борьба хорошего с лучшим

Максут Шадаев, заместитель председателя правительства Московской области, министр государственного управления, информационных технологий и связи, говоря о региональных задачах в области цифровизации заявил, что в течение двух лет планируется перевод всех ИТ-систем на единую платформу, сопровождающую весь процесс оказания услуг. Платформа поможет, помимо прочего, сделать процессы управления более открытыми; так, правительство области собирается проводить до 50% планового объема ремонта и благоустройства по итогам открытого голосования жителей.

Среди не совсем ожидаемых результатов цифровизации Шадаев отметил, что созданные несколько лет назад многофункциональные центры фактически простаивают — почти все вопросы граждане теперь решают электронно, на сайтах госуслуг. Сокращать количество центров или «окошек» в них нельзя, поэтому придется искать для МФЦ дополнительные задачи, коммерческие или образовательные.

«Цифра» для бизнеса

Правительство, вопреки известному выражению, в деле цифровизации у нас не единственный европеец. Крупнейшие коммерческие структуры стараются не отставать — не столько, конечно, от государства, сколько от конкурентов.

Лидерами по громадью планов стали, что неудивительно, финансовые структуры. На мероприятии они были представлены двумя разноплановыми организациями — Сбербанком и Touch Bank. Задачи первого, разумеется, масштабнее и сложнее: ему надо совершенствовать инфраструктуру (а на 2018 год назначен запуск новой платформы, запуск нового ЦОД) без права на ошибку. Помочь в этом должен переход на Sbergile — собственный диалект методологии Agile — и внедрение подхода DevOps при разработке и модернизации 80% информационных систем.

У Touch Bank масштабы иные (200 тыc. клиентов в 30 городах), однако, как заявляют его представители, «это чисто цифровой банк». Поэтому отставание в области ИТ, не говоря о сбоях, для него смерти подобно. Скорость развития и внедрения новаций обеспечивается благодаря аутсорсинговой модели — все ИТ-системы расположены на арендуемых мощностях. Это дает банку легко пережить, например, всплеск интереса к нему в процессе проведения маркетинговых компаний: собственная система не справилась бы с ростом количества обращений в десятки раз. А также самому быстро предоставлять услуги, например запустить банковскую карту для абонентов Tele2.


Теги: Государство, общество и ИТ Импортозамещение Электронные госуслуги Цифровая трансформация
На ту же тему: