«Алроса»: наведение порядка в ПО экономит деньги

В процессе инвентаризации софта выяснилось, что в «Алроса» используется свыше 7 тыс. наименований программного обеспечения

alrosa.ru


12:38 29.03.2019   |   3137 |  Ирина Шеян |  «Директор информационной службы»



Четвертая конференция ITAM&SAMday, организованная itSMF России, традиционно собрала экспертов, практиков для обсуждения вопросов управления не только ИТ-активами, но и смежными ресурсами: финансами, сервисами, инфраструктурой. Однако внимание ее участников все же было обращено главным образом на ПО, а наибольший интерес вызвало выступление эксперта компании «Алроса», рассказавшего о реализации проекта SAM.

С увеличением потребности организаций в программном обеспечении растет и потребность в оптимизации соответствующих расходов, которая невозможна без грамотного управления ИТ-активами. Практика показывает, что потенциал такой оптимизации довольно значителен: существенная часть программных продуктов зачастую не учитывается, лицензии теряются, до 40% затрат на софт находится в «серой зоне».

Фундаментальный процесс, с которого начинается управление программными активами (Software Asset Management, SAM) — постановка ПО на учет. «Правильно выстроив процесс приобретения и постановки на учет программных продуктов, ИТ-директор получает очень серьезную базу для работы по оптимизации затрат на программные активы, — подчеркнула Юлия Шутова, руководитель направления SAM компании Comparex. — Это обеспечивает абсолютную прозрачность ИТ-бюджета и позволяет максимально учитывать все возможности лицензионных активов».

Между тем закладка фундамента тоже требует большой подготовительной работы. Это проиллюстрировал один из интереснейших практических докладов конференции, посвященный опыту управления программными активами горнорудной компании «Алроса». На момент начала внедрения SAM в 2012 году каждое из 34 структурных подразделений компании самостоятельно принимало решение о приобретении ПО и правоустанавливающие документы хранились локально. Решения об установке, удалении и активации программного обеспечения на рабочих станциях и серверах принимали системные администраторы на местах, а порой и конечные пользователи. Не существовало ни общего реестра приобретенных лицензий, ни единой системы инвентаризации установленного ПО. В результате компания несла финансовые потери, в том числе из-за избыточного лицензирования программных продуктов. Кроме того, отсутствие корпоративных стандартов в этой области сдерживало реализацию глобальные проекты.

Необходимо было провести полную инвентаризацию, регламентировать процессы закупки, управления и использования ПО, минимизировать соответствующие правовые риски и, как следствие, сократить затраты на приобретение и поддержку софта.

Проект реализовали на платформе FlexNet Manager Suite компании Flexera с участием консультантов «СофтЛайн». В процессе инвентаризации выяснилось, что в «Алроса» используется свыше 7 тыс. наименований программного обеспечения. Теперь доступом к лицензионным ключам на ПО обладает ограниченный круг лиц, а активация большинства программных продуктов происходит автоматически — при их установке.

«Мы свели к нулю все случайные, необоснованные закупки, заменили дорогостоящее ПО на более бюджетные или бесплатные аналоги, выявили и удалили 'пиратские' экземпляры ПО крупнейших поставщиков — Abbyy, Adobe, Corel, сняв основные претензии, выдвинутые некоторыми из них», — сообщил Александр Федотов, главный специалист отдела системного администрирования и поддержки пользователей «Алроса».

По его словам, около 70% процентов заявок на приобретение новых лицензий Adobe сегодня закрывается за счет перераспределения существующих лицензий между специалистами различных структурных подразделений. Конкурентные лицензии объединены в централизованные пулы, доступ к которым имеют все подразделения компании. Интересно, что срок жизни программных продуктов компании Autodesk увеличился: 60% пользователей САПР используют для решения своих задач лицензии Autocad версий 2013-2015 годов. Ежегодные затраты на использование ПО Autodesk снизились таким образом на 35%.

В то же время система SAM должна регулярно обслуживаться, принцип «внедрил и забыл», увы, не работает, отметил Федотов. По его мнению, для управления ИТ-активами требуется выделенная команда, включающая SAM-менеджера, технического эксперта, специалиста по управлению лицензиями, оператора системы, вносящего в нее документы, и системного администратора. Если компания к этому не готова, ей следует рассматривать SaaS-модель использования SAM.

После того как основные цели были достигнуты, в компании решили провести инвентаризацию оборудования и консолидировать данные об объемах печати на устройствах компании. В 2017 году был внедрен модуль для инженерных приложений, который позволил учитывать совместное использование устройств сотрудниками.

В ближайшее время в «Алроса» планируют распространить действие процессов SAM на дочерние и зависимые общества, доработать инструменты SAM под условия импортозамещения, а также внедрить портал самообслуживания пользователей с возможностью заказа ПО и оборудования.

В скором будущем лучшие российские практики управления ИТ-активами будут отражены в государственном стандарте, который сейчас разрабатывается рабочей группой itSMF России при поддержке СоДИТ и фонда «ФОСТАС».

ITAM ГОСТ формируется на основе аутентичного перевода международного стандарта ISO-19770 и опыта российских экспертов, поэтому предполагается, что он будет учитывать особенности отечественной практики управления. Как сообщил участникам конференции эксперт itSMF Россия Андрей Боганов, первая рабочая версия документа уже готова, теперь ITAM-глоссарий предстоит синхронизировать с глоссарием ITIL.


Теги: Управление ИТ Стандарты показывать на главной Самое интересное ITSM SAM ITIL ITAM
На ту же тему: