«Мир ЦОД»: Учиться нет стандартов?

Игорь Дорофеев с помощью аудитории попытался определить оптимальные методы обучения специалистов в сфере ЦОД


13:09 09.06.2016   |   1783 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Предприятие



На традиционном форуме, организованном издательством «Открытые системы», среди прочих обсуждались проблемы подготовки специалистов в данной сфере.

Любая бурно растущая сфера деятельности нуждается в создании системы повышения квалификации специалистов, в ней занятых, — такой системы, которая успевает отслеживать происходящие в данной сфере изменения. По мнению Игоря Дорофеева, независимого консультанта и тренера по программам ЦОД, а также президента Ассоциации участников отрасли ЦОД, в сфере подготовки специалистов для центров обработки данных остается немало проблем.

На форуме «Мир ЦОД 2016. Инфраструктура», проведенном издательством «Открытые системы», Дорофеев посвятил этому вопросу «дискуссию с разоблачением» на тему «Почему специалисту отрасли ЦОД не нужно повышать свою квалификацию?»

Начало обсуждения выглядело вполне оптимистичным: по данным опроса, проведенного журналом «ЦОДы.РФ», 95,6% специалистов в области центров обработки данных хотят повысить свою квалификацию, и 94,2% их руководителей хотят того же — чтобы их сотрудники стали грамотней.

Практика же, по словам Дорофеева, свидетельствует об обратном — проведенные Ассоциацией «вендоронейтральные» бесплатные общедоступные вебинары на тему «Основные концепции ЦОД» вызвали «по факту» небольшой интерес.

«Вендорско-партнерская» (при участии компании Panduit, но «технологически нейтральная») программа «ЦОД 360 гр», бесплатная, но с некоторыми ограничениями, имеет больший успех. Записалось на нее около полутора сотен человек, приняли участие — 92, до завершающего модуля дошли на момент проведения дискуссии 38.

Результат лучше, как отметил Дорофеев, но для его достижения потребовались определенные дисциплинирующие меры. Таким образом, даже программы, которые не требуют финансовых затрат, не очень востребованы специалистами. Обсуждение проблемы с участием зала, инициированное с тем, чтобы понять, почему участники рынка не хотят повышать свою квалификацию, выявило следующее.

Очевидно, что бесплатное образование не слишком ценится. Тем более что большинство такого рода курсов (во многих, впрочем, сферах) — вендорские. И если вы не пользуетесь продукцией конкретной компании, то посещение организуемых ею семинаров — едва ли не перевод рабочего времени.

За дорогие «невендорские» курсы платить из своего кармана накладно. Недорогие можно было бы оплатить из своего кармана, однако, как отметил Дорофеев, ожидать получения статуса за не очень большие деньги не стоит: «Формирование статуса требует затрат, а дальше он должен окупиться».

Надо еще учесть, что в госструктурах требуют, чтобы у организаторов курсов была государственная лицензия.

Проблему с образовательными программами усугубляет то, что в сфере ЦОД, по сути, нет общепризнанных стандартов, обучение в соответствии с которыми можно было бы считать безусловно правильным и полезным. Точнее, различных регулирующих документов хватает — и наших, и международных, но относиться к ним, по словам Дорофеева, нужно с крайней осторожностью.

Кроме того, стандарты, принятые в одних условиях, часто мало применимы в других, они не всегда подтверждены практикой, и с развитием ИТ представления о ЦОД и положения стандартов очень сильно изменяются.

Скажем, советский еще, 1978 года стандарт СН 512-78 требует: «залы ЭВМ должны располагаться на северной или северо-восточной стороне здания». С тех пор проблема инсоляции для ЦОД потеряла актуальность, однако стало гораздо больше источников загрязнения воздуха, и если планируется охлаждать ЦОД воздухом, то влияние розы ветров может оказаться важнее дополнительного нагрева здания солнцем.

Или такой приведенный Дорофеевым пример: американский стандарт BICSI 002-2011 гласит, что ЦОДы должны располагаться на удалении от 8 до 48 км от крупных аэропортов. Меньшая величина связана с вероятностью того, что ЦОД может пострадать при авиакатастрофе, большая — с возможностью оперативного ремонта.

«Стандартом подразумевается, что американский инженер берет запчасть, летит до ближайшего к американскому же ЦОДу аэропорта полчаса на машине по хайвею — и он на месте», — прокомментировал Дорофеев. В России иноземная деталь застрянет на таможне, а потом сервисный сотрудник вместе с ней — в пробке.

Решением проблемы может стать разработка отечественных нормативных документов. Ассоциация участников отрасли ЦОД старается создать отечественные стандарты, отвечающие требованиям времени и решающие актуальные проблемы отрасли. В конце марта стартовало публичное обсуждение разработанного ею первого отраслевого стандарта «Центры обработки данных. Инженерная инфраструктура. Стадии создания»; за неполных два месяца был получен 41 запрос и четыре отзыва. Доработанный проект после повторного обсуждения и соответствующих процедур может стать первым национальным стандартом в области ЦОД.

Как бы то ни было, но учиться и повышать квалификацию — на курсах ли, общаясь ли в профессиональном сообществе — необходимо уже сейчас. Вывод не то чтобы оригинальный, но единственно верный.


Теги: Мир ЦОД 2016