RPA 2021: бизнес пишет роботов. Сам

Ответственность за создание роботов все чаще переносится в бизнес-подразделения


08:56 06.07.2021   |   9576 |  Николай Смирнов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Индустрия



Самостоятельная разработка роботов бизнес-пользователями становится все более распространенной практикой. Важную роль в этом процессе играют платформы с визуальными интерфейсами и минимальным уровнем программирования, демократизирующие процессы разработки.

Дискуссии, прошедшие в рамках форума «Роботизация бизнес-процессов — 2021», организованного издательством «Открытые системы», показали очевидную тенденцию: ответственность за создание роботов все чаще переносится в бизнес-подразделения. Причем многие участники позиционируют такой подход чуть ли не как единственный эффективный. Главное — уговорить сотрудников заняться созданием «боевых помощников» и дать простой инструмент для этого.

Показательным с этой точки зрения стал проект в «Сбере»: силами самого бизнес-подразделения здесь роботизировали процесс «Исполнительное производство», связанный с интеллектуальной обработкой документов. Он достаточно трудоемок и при этом требует оперативности. В первую очередь создали робота, который отрабатывал все массовые и рутинные операции вместо сотрудников. Затем снизили число верифицируемых атрибутов в документах. Наконец, сократили время верификации с помощью нормализации и повышения качества данных. Таким образом, все простейшие действия были роботизированы: заполнением большого числа полей занимается робот. А большинство верифицируемых сотрудниками атрибутов можно извлечь из справочников и внешних источников.

«Согласно принципу Парето, 20% усилий дают 80% результата. При роботизации любого процесса первый этап показывает лучшие результаты, следующий — тоже неплох. А дальше эффект от автоматизации проявляется все меньше. Важно понять, когда следует остановиться: лучшее — враг хорошего», — резюмировал Владимир Решетников, лидер команды разработки RPA дивизиона «Транзакционный бизнес» «Сбера».

Владимир Решетников
Владимир Решетников: «При роботизации любого процесса первый этап показывает лучшие результаты, а дальше эффект проявляется все меньше. Важно понять, когда следует остановиться: лучшее — враг хорошего»

«Мы очень много внимания уделяем сценарию, когда роботов пишут пользователи, а не программисты, и считаем, что он очень эффективен, так как затраты в этом случае близки к нулю», — заявил Виктор Тимошин, генеральный директор компании «Лексема». По его словам, у бизнес-пользователей всегда есть время вне пиковой нагрузки, которое они могут позволить себе потратить на создание робота. С помощью такого подхода в компании «Ренессанс Страхование» удалось организовать сложный, но весьма эффективный процесс роботизации юридического отдела.

«Для этого необходим инструмент, который позволяет решать широкий спектр задач, является простым в использовании и обеспечивает высокую скорость разработки», — подчеркнул Виталий Рыбалкин, директор центра автоматизации и роботизации процессов компании «Ренессанс Страхование». Здесь начали эксперименты с RPA нескольких разработчиков, но после появления первых результатов спрос со стороны бизнеса вырос и стало понятно, что их силами обойтись не удастся. Тиражировать проект можно только силами бизнес-подразделений. Как признал Рыбалкин, эту идею крайне сложно «продать» бизнесу, но в случае успеха этот путь самый эффективный.

Виталий Рыбалкин
Виталий Рыбалкин: «Идею разработки роботов силами пользователей крайне сложно 'продать' бизнесу, но в случае успеха этот путь самый эффективный»

В Tele2 прибегли к похожему подходу по совету немецких коллег из «Дойче Телеком», считающих, что если выбрать подходящие инструменты, правильно их позиционировать и заручиться поддержкой руководства, то вполне можно внедрять RPA силами бизнес-подразделений. В результате ИТ-подразделение привлекается только на последнем этапе создания роботов — при их выводе в эксплуатацию.

«Мы являемся сторонниками собственных разработок, поэтому никого не ждали и разработали совместно с UiPath курс для студентов ИТ-университетов. По итогам приняли на работу несколько молодых специалистов, что сократило расходы на работу с подрядчиками», — рассказал Алексей Горбунов из «Уралхима». В результате за короткий срок удалось роботизировать более 80 процессов, подавляющее большинство которых работают на благо финансовой функции. В дальнейших планах компании — к концу нынешнего года научить бизнес создавать роботов самостоятельно.

Меньше кода — больше дела

Крайне важную роль в демократизации технологии RPA играют инструменты категории Low-code (или даже No-сode), использующие визуальные интерфейсы вместо языков программирования, что позволяет существенно снизить требования к разработчикам. Именно они зачастую являются проводником роботов в бизнес.

Действительно, цифровизация стала очень востребованной. Сейчас любая крупная компания хочет быть ИТ-интегратором — это касается и банков, и телеком-операторов, и даже промышленных компаний. Как следствие, рынок ИТ вымывается и работать на столь перегретом рынке становится сложно.

Отсюда возникает одна из ключевых тенденций цифровизации — интерес к платформам Low-code, в том числе RPA. Однако при этом крайне важно создать экосистему роботизации, в которой сам продукт является лишь деталью. Неменьшую роль играют сообщество единомышленников, методологии, обучение, поддержка и партнеры.

«Роботизация в целом сокращает кадровый ИТ-голод. Она 'выпрямляет' процессы, превращаясь в катализатор их цифровизации. Проекты RPA становятся своеобразной 'кашей из топора', стимулируя трансформацию компании», — отметил Сергей Ложкин, управляющий директор компании PIX Robotics. И большое место в этом процессе занимает изменение мышления людей благодаря низкому порогу входа в программирование.

Сергей Ложкин
Сергей Ложкин: «Роботизация 'выпрямляет' процессы, превращаясь в катализатор их цифровизации. Проекты RPA становятся своеобразной 'кашей из топора', стимулируя трансформацию компании»

По данным AI Multiple, 40% RPA-проектов не оправдывают ожиданий с точки зрения различных факторов: времени, стоимости, экономии. Многие производители платформ роботизации пытаются совершенствовать свои решения в этом направлении.

«Мы поставили целью демократизировать применение RPA в среднем и крупном бизнесе», — заявил Константин Артемьев, генеральный директор Sherpa Robotics. Для этого понадобится масштабируемая платформа, позволяющая выявить процессы для роботизации, а также запуск разработки на местах и поддержка всех популярных методологий разработки. В Sherpa Robotics в итоге пришли к платформе No-сode: более 90% разработанных на ее базе роботов не имеют ни единой строчки кода.

«Режим Low-сode де-факто становится стандартом платформ роботизации. Поэтому шагом вперед будет именно No-сode», — согласен Артур Буляков, директор по развитию Primo RPA. Однако не стоит забывать о потребности в режиме Only-сode для решения наиболее серьезных задач или для работы специалистов, которым просто не нравится «двигать прямоугольники».

Создаваемые при помощи платформ Low-сode/No-сode решения могут иметь самый широкий спектр применения. Николай Каморник, консультант по автоматизации бизнес-процессов NICE EМЕА, продемонстрировал возможности самообучающихся персональных помощников, отслеживающих все происходящее на рабочем столе и способных вести пользователя по рабочему процессу. Илья Капля, руководитель проектов Pravo Tech, рассказал о профессиональных чат-ботах, позволяющих сотрудникам получать нужную информацию в два раза быстрее, что повышает их вовлеченность и стимулирует к самообразованию. Михаил Соболев, руководитель отдела роботизации компании «Т1 Интеграция», проанализировал возможности применения программных роботов для функционального и нагрузочного тестирования. С их помощью можно тестировать целые бизнес-процессы и моделировать различные тестовые сценарии.

Суррогат, «костыли» или полноценный инструмент?

«Я стал гораздо позитивнее относиться к технологиям RPA. При наличии «зоопарка систем» они выступают отличным суррогатом интеграции. И главное — создают позитивное ощущение у бизнес-заказчика: процессы существенно ускоряются», — описал свои впечатления Сергей Переверзев, директор по правовым вопросам «МегаФона». Юридической службе «МегаФона» необходимо оптимизировать обработку неструктурированных документов, которую выполняют множество систем — более 20. В ходе проекта требовалось интегрировать их работу, и RPA справились с этой функцией очень быстро: проект занял всего два месяца. Для полноценной интеграции времени потребовалось бы гораздо больше.

Юрий Пчелин
Юрий Пчелин: «Самое важное — перебороть стереотипное мнение о том, что роботизация — это 'костыли', выступающие в качестве временной замены полноценных решений»

«RPA — это временное решение, и надо помнить, что на смену ему придет другая, более серьезная система», — считает Артем Несмеянов, руководитель направления RPA в компании «Центр корпоративных решений» холдинга НЛМК. Такой подход выдвигает жесткие требования к основным параметрам эффективности робота: к времени разработки, качеству работы и экономическому эффекту. Целевой эффект для роботов в НЛМК — окупаемость до одного года (максимум — до двух лет). На сегодняшний день в компании запущено более 40 роботов, выполняющих работу 70 сотрудников на полной занятости.

«Самое важное — перебороть стереотипное мнение о том, что роботизация — это 'костыли', выступающие в качестве временной замены полноценных решений», — уверен Юрий Пчелин, начальник управления поддержки корпоративных сервисов и аналитики компании «X5 Технологии». Проблема многих организаций — обилие монолитных систем, между которыми прокладываются дорогостоящие трассы интеграции. А недостаток этих каналов компенсируется перепиской и обменом файлами.

«Мы считаем, что каждый в компании может создавать собственные интеграционные потоки с помощью роботизации», — резюмировал Пчелин. Разумеется, речь идет о довольно простой функциональности, реализуемой практически без программирования. Это по силам человеку, знакомому с диаграммами в Microsoft Visio и формулами в Excel.


Теги: Цифровая трансформация RPA LC
На ту же тему: