От ИТ-инфраструктуры к бизнес-инфраструктуре

Дискуссия «Российский облачный рынок – на пути к становлению», прошедшая в рамках форума, собрала крупных игроков


17:31 27.06.2019   |   7276 |  Николай Смирнов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Индустрия



В рамках форума «Инфраструктура 2019» обсудили развитие российского облачного рынка и его роль в цифровизации предприятий.

Облако – один из фундаментальных элементов цифровой экономики. Именно эта модель, несмотря на все связанные с ней опасения, становится одним из факторов успеха компаний на современном рынке. Неслучайно облака и проблемы их развития были ключевой темой форума «Инфраструктура 2019», проведенного в середине июня издательством «Открытые системы».

По мнению Олега Коверзнева, директора по развитию бизнеса «Яндекс.Облако», многим компаниям необходимо с ИТ-инфраструктуры переключиться на бизнес-инфраструктуру. Традиционное «противостояние» ИТ и бизнеса может принимать самые разные формы, причем далеко не всегда ИТ представляют сторону инноваторов. Часто именно бизнес готов к изменениям и ищет возможности для роста, а ИТ-департамент излишне консервативен и ориентирован на устойчивость.

Олег Коверзнев

Олег Коверзнев: «Искусственные барьеры разделяющие ИТ и бизнес – атавизм, они очень мешают работать»

«Если все результаты работы компании рассматривать как продукты и формировать кросс-функциональные команды, никакого противостояния быть не может. Искусственные барьеры разделяющие ИТ и бизнес – атавизм, они очень мешают работать», — заявил Коверзнев. Во многом из-за имеющихся в компаниях внутренних культурных проблем российский облачный рынок «уверенно стагнирует», занимая 0,2% объема мирового рынка и не опережая его по темпам роста.

«В последнее время бизнес требует от нас становиться все быстрее, для этого понадобился переход к облачной инфраструктуре. При этом главным условием была оптимизация расходов – у нас высокая сезонность, и очень хорошо, что удалось привязать оплату к реализуемым операциям», — рассказал Николай Галкин, руководитель отдела поддержки ИТ-систем логистического оператора Itella.

Николай Галкин

Николай Галкин: «Мультиоблачная схема позволяет значительно экономить и обеспечивать надежность сервисов; к тому же  новые проекты можно развернуть очень быстро»

В компании реализована модель мультиоблака. Так, основные системы функционируют в приватном облаке у провайдера Oxygen, тестирование систем и холодное хранение данных организовано на ресурсах AWS, аналитика – в облаке Microsoft Azure, а за поддержку непрерывности отвечают ресурсы Tieto. Единственное, от чего пока не смогли избавиться – это физический кластер под СУБД Oracle, однако уже сейчас тестируется решение Oracle Cloud. Как подчеркнул Галкин, мультиоблачная схема позволяет значительно экономить и обеспечивать надежность сервисов. К тому же теперь новые проекты можно развернуть очень быстро.

По словам Евгения Свидерского, заместителя технического директора «ИТ-Град», за последнее время облака избавились от «детских болезней». Крупные игроки научились решать практически все проблемы – осталась разве что неготовность унаследованных приложений к работе в облаке. В целом публичные сервисы превратились во вполне рабочий инструмент даже для солидных компаний.

Свидерский рассказал об облачном проекте в S7 t-Retail – подразделении авиаперевозчика, занимающегося продажей авиабилетов и сопутствующих тревэл-продуктов. Авиакомпания S7 первой начала активно развивать направление электронных билетов и из-за этого столкнулась с массой проблем, связанных с инфраструктурой. Решать их начали с помощью частного облака на собственной площадке, а в 2014 году стали использовать облако «ИТ-Град». Сейчас вся инфраструктура находится в облаках двух провайдеров.

«Тогда многое приходилось делать вручную, сейчас многое удается сделать гораздо быстрее и проще», — отметил Свидерский.

Екатерина Тупицына, координатор по России фонда «Тотальный диктант», сообщила, что в Сеть вышло мероприятие, существовавшее до 2015 года только в офлайне. В первый же год онлайн-проект столкнулся с нестабильной работой в период пиковых нагрузок и с DDoS-атаками. Чтобы обеспечить работу сайта в условиях краткосрочных критических нагрузок, провайдер «СБ Клауд» предоставил мощную инфраструктуру. С нынешнего года можно не только принять участие в диктанте через Интернет, но и просмотреть на сайте свою работу – это стало возможным благодаря онлайн-трансляциям и созданному электронному архиву работ.

Партнеры или конкуренты?

Дискуссия «Российский облачный рынок – на пути к становлению», прошедшая в рамках форума, собрала крупных игроков российского облачного рынка. Мероприятие было настолько представительным, что участники сочли возможным рассуждать о роли зарубежных конкурентов в развитии рынка и их перспективах.

«Западные гранды – источник вдохновения для нас, их продукты существенно опережают разработки российских и азиатских компаний», — признал Олег Белкин, руководитель партнерского подразделения «Яндекс.Облако». По его мнению, российский рынок представляет собой «небольшую поляну», на которой надо не толкаться, а предпринимать усилия для ее расширения. Западные игроки у себя как раз активно этим занимаются.

«Зарубежные компании нужно воспринимать как партнеров – до тех пор, пока они не начнут строить ЦОДы в России и активно перенимать наш опыт. На российском рынке они продавать не умеют, а отечественные игроки не умеют продавать их технологии», — заявил Кирилл Дианов, заместитель директора департамента по работе с партнерами «Онланта». Из нынешнего положения можно попытаться извлечь пользу. Например, «Онланта» совместно с Leaseweb запустила проект «Мультиклауд», позволяющий в рамках одного контракта сочетать преимущества местных и глобальных поставщиков.

Кирилл Дианов

Кирилл Дианов: «Зарубежные компании правильнее воспринимать как партнеров – до тех пор, пока они не начнут строить ЦОДы в России»

Как отметил Илья Рогов, директор по облачным продуктам Xelent, в Европе доля американских компаний на облачном рынке достигает 80%, у нас такого пока нет и быть не может. В России принято работать с клиентами индивидуально, предлагать эксклюзивные нишевые решения. Никто из грандов этим заниматься не будет, они ограничатся стандартными предложениями.

Евгений Свидерский из «ИТ-града» склонен все-таки считать западные компании конкурентами, несмотря на особенности рынка и действия Роскомнадзора, и изучать их опыт. По его прогнозам, игроков на рынке будет все меньше, и уже скоро в сегменте IaaS останется около десяти игроков федерального значения. Будущее за теми, кто сумеет создать удобные экосистемы, отвечающие потребностям заказчика, а также за маркетплейсами, где можно выбрать нужный сервис.

Леонид Аникин, директор по развитию бизнеса Mail.ru Cloud Solutions, напротив, ожидает роста числа игроков, тем более что сейчас выйти на рынок проще и дешевле, чем несколько лет назад. К тому же компании «новой формации» будут оказывать большее влияние на рынок, чем традиционные игроки.

Максим Березин

Максим Березин: «Продукты надо уметь правильно упаковать и доставить. Голыми мощностями соблазнять клиента очень сложно, надо повышать долю консалтинга»

«Мы ориентируемся на крупный бизнес, а для таких компаний важную роль играет комплексность услуг», — напомнил Максим Березин, директор по развитию бизнеса «Крок Облачные сервисы». Часто заказчиков привлекает возможность устанавливать в ЦОДе специфическое оборудование или экспертиза по бизнес-приложениям. Например, хостинг систем SAP становится все более популярной услугой. А значит, для локальных игроков на рынке всегда будет место.

Конкурентные «фишки»

Исходя из нынешнего уровня развития облачного рынка можно констатировать, что виды предлагаемых сервисов и их качество у многих поставщиков подровнялись. За счет чего компании конкурируют и завоевывают своих клиентов?

«Мы всегда стараемся взглянуть на ситуацию глазами заказчиков, и видим, что они обращают внимание не на технологии, а на сценарии использования облака в целом. Часто выясняется, что далеко не все потребности может удовлетворить единственный поставщик», — сказал Белкин. Кроме того, миграция в облако – обычно процедура поэтапная: это редко делается сразу, особенно если компании крупные, а системы — критичные для бизнеса. Чтобы повысить интерес со стороны заказчиков, в «Яндекс.Облаке» решили дать потенциальным заказчикам бесплатный доступ к ресурсам и таким образом позволить опробовать сервисы.

«Мы видим развитие в сторону управляемых сервисов, на долю ‘железа’ в их стоимости будет приходиться менее 50%. Продукты надо уметь правильно упаковать и доставить. Голыми мощностями соблазнять клиента очень сложно, надо повышать долю консалтинга», — уверен Березин. В «Кроке» построили экосистему доверенных стартапов (сейчас их около 60), которые сперва подвергаются жестким проверкам и лишь после этого получают доступ к клиентам. В ходе такого «знакомства» эксперты интегратора понимают, как их решения можно встроить в бизнес заказчиков. Кстати, это помогает развитию отношений с клиентами: можно зайти к заказчику с «маленькой инновационной историей» и затем развить ее в более масштабное решение.

«Начав как ЦОД, мы получили облачных провайдеров на своей площадке и знаем изнанку этих сервисов», — рассказал Рогов. ЦОДы часто идут по пути развития компетенций, и в Xelent выбрали модель агрегатора услуг разных облачных провайдеров. Видя незанятые ниши, компания имеет возможность оперативно создать собственный продукт и выйти с ним на рынок.

В Mail.ru, по словам Аникина, фокусируются на PaaS и борются за наличие максимально большого количества инструментов. Именно в этом они видят свое будущее.

Несмотря на сдержанные ожидания относительно будущего российского облачного рынка, многие участники признали, что за прошедший год почувствовали рост интереса как к частным, так и к гибридным облакам. Тем не менее, остается серьезная проблема – традиционное недоверие к российским облачным провайдерам, и потому всем игрокам рынка нужно работать совместно.


Теги: ИТ-инфраструктура показывать на главной Самое интересное Облачные сервисы Цифровая трансформация
На ту же тему: