Во всем мире стремительно набирает популярность Robotic Process Automation. По оценке Gartner, RPA в 2018 году подобралась к пику кривой популярности, соответствующий рынок вырос на 57%, до 680 млн долл. и, как полагают аналитики, в 2022-м достигнет 2,4 млрд долл.
RPA – это относительно новый вариант автоматизации бизнес-процессов, позволяющий использовать программных роботов при решении повторяющихся, четко описанных, структурированных задач, не требующих анализа происходящего: заполнении форм; сборке, сверке данных и консолидации данных; вводе данных с клавиатуры, обработке стандартных входящих документов и т. д.
«Простота» робота, впрочем, имеет и обратную сторону: он может эффективно заменять человека только тогда, когда бизнес-процессы отлажены и упорядочены. Однако прогресс не стоит на месте, и уже существует понятие Intellectual PA — сочетание RPA и средств искусственного интеллекта.
О перспективах технологии в России рассказывает Максим Яцкевич, руководитель направления RPA в компании NFP, докладчик практической конференции «Роботизация бизнес-процессов 2019», которую издательство «Открытые системы» проведет 23 апреля.
Практическая конференция «Роботизация бизнес-процессов 2019» Приглашаем на нашу конференцию всех, кто хочет освоить подходы к интеллектуальной автоматизации, познакомиться с ключевыми поставщиками инструментов и платформ RPA, на примерах реальных проектов узнать, как получить максимум преимуществ от применения роботизированных решений. Ждем Вас 23 апреля! Успейте зарегистрироваться! |
— По наблюдениям аналитиков, в мире технология RPA находится на взлете; например, у Gartner она находится на пике ожиданий. Каково ее положение в России? Создается впечатление, что RPA теряется на фоне других модных новаций...
RPA — одна из «веток» развития систем искусственного интеллекта. При этом, на мой взгляд, у RPA в ближайшей перспективе несколько лучшее положение, чем у других его ветвей. Технологии машинного обучения пока находятся лишь на стадии осмысления их возможностей. Временами соответствующие системы используются для решения тестовых задач, но они все еще крайне далеки от применения в промышленных масштабах.
А технологии RPA уже внедряются. Первые проекты начались у нас в конце 2016 года, более или менее массовый интерес появился в 2017-м, а в 2018-м продолжил расти. Если говорить о кривой Gartner, то в России RPA только на подходе к пику ожиданий, но уже довольно близко к нему. Полагаю, что в 2019 году интерес к ней будет расти, увеличится количество проектов по внедрению. И, как следствие, ускорится развитие самих инструментов для автоматизации.
— Какая технология — главный конкурент RPA?
Мы пытаемся с помощью RPA заменить человека, поэтому человек и является главным конкурентом: когда идет обсуждение проекта, ведется сравнение текущей стоимости процесса «в ручном» исполнении и в роботизированном.
Второй конкурент — это «обычная» автоматизация, с которой RPA соперничает в стоимости и скорости внедрения.
— А другие формы искусственного интеллекта, например упоминавшееся глубинное обучение?
Они, как правило, идут в паре с роботизацией, дополняют друг друга. Мы ведь внедряем RPA чаще всего в линейные, простые процессы. А если процесс сложный, связанный с распознаванием первичных документов, нечеткими логическими операциями, то там применяются инструменты глубинного анализа, машинного обучения и прочие продвинутые интеллектуальные средства.
— Нахождение на пике цикла Gartner подразумевает неизбежность последующего падения. Можно ли уже сейчас сказать, какие достоинства RPA переоценены, какие недостатки пока незаметны?
Падение с пика бывает всегда, вопрос только в его глубине. Одно дело — упасть, условно говоря, «как биткоин», почти до полного разочарования. Другое – это найти свое место среди прочих инструментов автоматизации.
Одной из причин разочарований может стать неспособность RPA, как, впрочем, и других технологий, автоматизировать хаос. При внедрении роботов необходимо навести порядок в бизнес-процессах, так что RPA, можно сказать, является стимулом к пересмотру процессов, их упорядочению, подготовке, как любят теперь говорить, — к цифровой трансформации. Для робота тоже надо подготовить рабочее место.
Можно, конечно, попробовать применять роботов, не меняя предприятие, посмотреть, как они действуют в текущих процессах, или подобрать для них более правильный процесс «на лету». Но в целом RPA надо «класть» на подготовленный ландшафт, на процессы, которые готовы к роботизации.
В общем, некоторое разочарование, конечно, будет, но я думаю, что, когда ситуация нормализуется, ожидания от RPA будут определенно выше, чем это наблюдается сегодня.
— В России уже достаточно проектов по внедрению RPA, хотя бы пилотных, чтобы можно было оценить, в каких отраслях проявляют наибольший энтузиазм?
Проектов ведется достаточно много, точное количество назвать трудно, поскольку кто-то приглашает сторонних интеграторов на такие проекты, кто-то развивает свои центры компетенции.
Касательно нашего опыта, многие заказчики приглашают нас для проведения подготовительных работ. Недавно мы участвовали сразу в нескольких тендерах, которые посвящены тому, чтобы подготовить компанию к полномасштабному внедрению роботизации.
Одна из самых заинтересованных отраслей — финансовая. У банков огромное количество однообразных транзакций, основная масса операций связана с денежными средствами и персональными данными, работу с которыми имеет смысл поручить роботам.
Далее, на мой взгляд, идет кадровая сфера. Она тоже связана с людьми и с их персональными данными.
Есть спрос в производственных компаниях. Там требуется обрабатывать запросы на большое количество позиций — материалов, запасных частей. И роботы могут снять с сотрудников однообразную нагрузку, отнимающую много времени.
Есть интерес у ретейла, где тоже работают с большой номенклатурой товаров, с огромным потоком бухгалтерских и кадровых документов.
— Наш традиционный вопрос: о чем вы собираетесь рассказать на конференции и о чем хотели бы услышать сами?
Я собираюсь сделать доклад о грамотном подходе к комплексной автоматизации и использованию при этом технологий RPA. Необходимо, чтобы на роботизацию посмотрели трезво, а не видели в ней способа закрытия «дыр» в процессе автоматизации.
Самому мне всегда интересно послушать о практическом опыте других компаний, узнать, с чем они сталкиваются в процессе внедрения RPA, как решают эти проблемы.